Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Содержание
  1. Компромисс имущественных интересов – публичный и частный сервитут
  2. Публичный сервитут
  3. Причины обременения
  4. Процедура
  5. Основания для прекращения
  6. Частный сервитут
  7. Причины обременения
  8. Процедура оформления
  9. Способы прекращения
  10. Ключевые отличия
  11. Сервитут публичный на земельный участок
  12. Правовые основания публичного сервитута в отношении земельных участков
  13. Сервитут как вид обременения земельного участка: понятие частного и публичного сервитута
  14. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка
  15. Установление сервитута: возможные проблемы
  16. Сервитуты на земельные участки частные и публичные. Земельные сервитуты в законодательстве
  17. Историческая справка
  18. Формирование нормативной базы
  19. Условия установления
  20. Классификация
  21. Прекращение обременения
  22. Дополнительные нормы
  23. Дополнительные типы обременения
  24. Цели обременений
  25. Специфика
  26. Лесной фонд
  27. Земельный сервитут частный и публичный
  28. Сервитуты на земельные участки частные и публичные
  29. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка
  30. Компромисс имущественных интересов – публичный и частный сервитут
  31. Публичный и частный земельный сервитут (стр
  32. Земельный сервитут (публичный и частный)
  33. Обременение права собственности земельным сервитутом
  34. Сервитут на земельный участок: что это такое, виды и оплата
  35. Что это такое и условия возникновения
  36. Основные виды и их особенности
  37. Различие между публичным и частным видом
  38. Соглашение об установлении сервитута
  39. Определение платы

Компромисс имущественных интересов – публичный и частный сервитут

Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Проблема столкновения интересов частного сектора и общественных нужд встала давным-давно — еще в период появления частной собственности. Дилемма была решена умами древних римлян, которые ввели отрасль сервитутного права.

В современном российском законодательстве под сервитутом понимается ограниченное право использовать чужую землю в связи с законной необходимостью. Юридические рамки устанавливает нормативная база.

Необходимость пользования чужим имуществом возникает по разным жизненным обстоятельствам. Это может быть общественная или индивидуальная нужда и, соответственно, за это отвечают публичный и частный земельный сервитут.

Публичный сервитут

Причиной установления публичного сервитута стали государственные и общественные нужды. Например, в процессе электрификации поселка нужно проложить сети через частные земельные участки. Этот случай предусмотрен на законодательном уровне.

Причины обременения

Приведем перечень основных «легальных» причин для наложения публичного обременения на объект недвижимости:

  • расположения на частной земле ж/д путей;
  • необходимость поставить геодезические обозначения и подъезд к ним;
  • необходимые дренажные работы;
  • прогон или выпас скота;
  • частная территория является береговой границей водоема, обеспечивающей доступ к воде для населения;
  • изыскательные работы в научных и практических целях;
  • рыболовство и охота;
  • расположение на частной территории водоема для водозабора или водопоя;
  • для государственных нужд (ремонтные, строительные, восстановительные, дорожные).

Процедура

Правовое применение публичного сервитута лежит в рамках ГК, ЗК и прочих нормативных актов РФ. Процедура его наложения проходит в несколько этапов:

  • подача заявления с просьбой установить сервитут;
  • рассмотрение заявление госорганами;
  • решение выносится на слушании;
  • положительное решение подлежит государственной регистрации.

В некоторых случаях при публичном сервитуте нарушаются права собственника земли. Он имеет право защитить свои интересы, обратившись в суд. Разбирательства такого рода в ведении арбитражных судов на территории РФ.

Кроме того, «частник» может требовать у местных властей, наложивших публичный сервитут, выкупить у него участок и возместить убытки. Но это только в том случае, если обременение делает использование участка по назначению невозможным. Также ЗК предусматривает разумную плату за использование участка от лиц, в пользу которых было составлено сервитутное соглашение.

Основания для прекращения

Правовая причина для снятия публичного сервитута:

  • устаревание причин наложения обременения;
  • окончание срока действия, если он был предусмотрен договором (при срочном сервитуте).

Также действие сервитута прекращается из-за уничтожения земельного участка в результате природных катаклизмов (землетрясение, потоп и т. д.).

Независимо от причин прекращения действия обременения, действие закрепляется правовым актом от структур, вынесших изначально решение. Также документ проходит государственную регистрацию.

Для отмены сервитута не требуются общественные слушания, если иное не прописано в местном законодательстве.

Частный сервитут

В юридической практике чаще встречается частный сервитут. Причина жизненны — споры между собственников земельных участков или владельцем и сторонними юридическими лицами. Компромиссом является частный сервитут.

Главное условие такого обременения в земельном праве — наличие двух участков, один из которых главный (главенствующий), другой — второстепенный (служебный). При этом оба владельца имеют права на свою недвижимость.

Чаще всего такая необходимость возникает, когда земли соседствуют. Иные случаи рассматриваются по другим критериям, прописанным в законодательстве.

Частный сервитут также регулируется ГК РФ, ЗК РФ и прочими законодательными актами.

Причины обременения

Необходимость ограниченного права использования чаще связана с обоснованными нуждами владельца главенствующего надела:

  • свободный проезд через соседский участок к своему;
  • прокладывание систем коммуникаций или необходимых кабелей;
  • пользование колодцем на территории соседнего участка, если нет иных вариантов.

При оформлении такого сервитута всегда указывается его цель, потому что нужна веская причина, чтобы ограниченно пользоваться чужим объектом недвижимости.

Процедура оформления

Если стороны пришли к общему решению и приняли все условия, они могу заключить письменный договор. В нем обязательно нужно указать сроки обременения, в противном случае, сервитут автоматически будет считаться бессрочным. Также в документе указывается сумма, которую должно платить лицо, в чью пользу устанавливается сервитут.

После этого соответствующее заявление и пакет документов подается в кадастровый орган, который вносит решение. В случае положительного исхода, документ регистрируется в общем госреестре. Только после этого сервитут становится легальным.

Если соседи не могут договориться, решение принимает суд по исковому заявлению требующей сервитута стороны.

Способы прекращения

Если соглашение предусматривает сроки действия сервитута, то по их истечении он теряет свою правовую силу. Если же соглашение бессрочное, то основанием для его прекращения могут служить:

  • требование собственника;
  • потеря актуальности причины установления обременения;
  • заявление одной из участников договоренности.

Ключевые отличия

Хоть понятия публичного сервитута и частного во многом схожи — они преследуют одну цель, но их правовые «рамки» отличаются. Сравнение представлено в виде таблицы:

ФакторыПубличный сервитутЧастный сервитут
Объектземлялюбая недвижимость
Субъектнеограниченный круг лицконкретное лицо
Срок действия— срочный (временный)— бессрочный (постоянный).
Основание установлениязаконодательный акт
  • судебное решение;
  • добровольный договор.
Права собственника землипри затруднении использования участка по назначению требовать соразмерную плату от местных властей, установивших сервитут
  • требовать адекватную плату от лица, в чью пользу установлен сервитут (в любом случае);
  • требовать снять обременение, если его необходимость отпала;
  • требовать в судебном порядке снять сервитут, если из-за него невозможно пользоваться землей по назначению.
Причинаинтерес государства, местной власти, населенияинтерес отдельного лица
Способ установлениясуд; договор;

Компромиссное решение проблем — признак цивилизации. Как примирить общественные интересы с частными, придумали древние римляне. Этим способом пользуется и современная юриспруденция, активно применяя сервитутное право. Но сервитут — сервитуту рознь. Для защиты частной собственности и общественных нужд введены разные меры.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 653-60-87, Санкт-Петербург +7 (812) 313-26-64 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/publichnyj-i-chastnyj-servitut-otlichija.html

Сервитут публичный на земельный участок

Правовые основания публичного сервитута в отношении земельных участков

Общественные отношения требуют от людей взаимодействия, которого они не всегда могут достичь . особенно в случаях, связанных с имущественными интересами лиц. В подобных ситуациях граждане ведут себя по-разному.

Иные вступают в конфликт и решают вопросы эмоционально, другие договариваются. Особенно безапелляционным оказывается установление публичного сервитута .

В соответствии со ст.

274 Гражданского кодекса РФ собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут как вид обременения земельного участка: понятие частного и публичного сервитута

Как уже говорилось выше, сервитут предоставляет тому или иному лицу право пользоваться чужим земельным участком с конкретной целью. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

Таким образом, поскольку на данный земельный участок, помимо права собственности одного лица, будут иметься права (установленные) и у другого лица, при сделках с таким земельным участком, его собственник должен уведомлять второго участника договорных отношений о существующем обременении земельного участка.

Установление публичного сервитута относится к одному из видов ограничений прав собственника земельного. Отличительная черта публичного в том, что он устанавливается по инициативе государственного органа в интересах широкого круга лиц и не предполагает изъятие земельного надела.

Гарантом установления публичного сервитута вправе выступать только государство в лице уполномоченного органа.

Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Сервитут устанавливает право пользования в той или иной мере чужим имуществом или земельным участком.

Права собственности землевладелец при этом не лишается.

Он имеет только стеснение своих прав на определенной территории принадлежащего ему участка. Установление факта обременения считается с даты оформления соглашения в Росреестре.

проход или проезд к водному объекту; возможность проведения ремонтных работ коммунальных инфраструктур; дренажные работы; прогон скота; сенокошение и выпас скота в сезоны, установленные по местным природным условиям; осуществление охоты и рыболовства; проведение исследовательских и изыскательских работ.

Лицо, заключившее договор и получившее право пользования именуется в документах как «Обладатель сервитута». не может рассматриваться как объект продажи или передачи третьему лицу, не имеющему имущественных прав.

В случае, если временное или постоянное использование земельного участка продиктовано общественными или государственными интересами (проведение геологических изысканий, выпас животных, проход или проезд транспорта и др.)

Цель данной статьи является исследование сущности публичного сервитута на земельные в Российском законодательстве.

Достижение цели указанной выше обусловлено решением следующих задач: 1) определяется понятие сервитута и его основные положения в российском законодательстве; 2) раскры­вается понятие публичного сервитута; 3) определяется порядок установления публичного.

Татьяна Андриюк — юрист, правовед Что такое публичный? Публичный сервитут – форма обременения, ограничения собственника ЗУ, выражающаяся в отчуждении его части, по распоряжению местных властей.

Установление сервитута: возможные проблемы

Пользование чужим земельным для того, чтобы попасть к себе, — нередкая ситуация для предприятий промышленности.

Речь идет о случае, когда доступ к недвижимому имуществу, принадлежащему предприятию, возможен только через принадлежащие другому лицу земельные участки.

Выходом в такой ситуации является заключение соглашения об установлении частного сервитута. Однако если с собственником земельного участка договориться не удастся, придется обращаться в суд.

Существует несколько видов обременений, которые могут применяться к участку земли.

Каждое из них имеет свои особенности.

Установить земельный сервитут имеет право только государственный орган, но при этом не происходит изъятие земли в собственность государства. Согласно действующему закону, граждане имеют право беспрепятственно пользоваться объектами имущества, а также наложить запрет на использование их другими лицами.

Источник: http://ruslanhasanov.ru/servitut-publichnyj-na-zemelnyj-uchastok-31592/

Сервитуты на земельные участки частные и публичные. Земельные сервитуты в законодательстве

Сервитут в земельном праве представляет собой ограничение на пользование наделом. В отечественной системе это понятие впервые было введено в п. 4.10 Положений о госпрограмме приватизации № 1535. Рассмотрим далее виды сервитутов по земельному законодательству.

Историческая справка

Впервые появились земельные сервитуты в римском праве. Понятие servitus дословно переводится как “рабство вещи”. При этом объект служил не только непосредственному собственнику.

Он также использовался для извлечения выгоды соседом.

В римском праве существовало положение о том, что собственная вещь никому не служит, то есть человек не мог установить сервитут на свой участок, а только на чужой.

Формирование нормативной базы

Как известно, гражданское законодательство претерпело ряд изменений. Были, в частности, введены новые положения, касающиеся отношений, связанных с собственностью.

Сервитуты на земельные участки регламентируется ст. 274-277 ГК. Суть норм состоит в следующем.

Владелец недвижимости может потребовать от собственника соседнего надела предоставить ему возможность ограниченно использовать его территорию.

Сервитуты на земельные участки устанавливаются для разных целей. Например, для создания прохода/проезда, прокладки и использования инженерных коммуникаций, трубопроводов, линий связи, водоснабжения.

То есть сервитуты на земельные участки необходимы для удовлетворения таких нужд собственника, которые не могут обеспечиваться иным способом.

Они выступают как обременение, не лишающее владельца возможности распоряжаться и пользоваться объектом.

Условия установления

Сервитуты на земельные участки вводятся по соглашению сторон. Данные обременения должны пройти госрегистрацию. Если собственники не достигли взаимовыгодного соглашения, земельный сервитут устанавливается по решению суда. Следует отметить, что заключить соглашение с соседом может не только собственник.

Сервитут может устанавливаться по требованию или в интересах субъекта, которому участок предоставлен на правах наследуемого владения либо постоянного пользования. Обременение в виде ограниченной возможности использовать часть надела предполагает взимание платы.

Стоимость сервитута на земельный участок устанавливается собственниками (владельцами) самостоятельно.

По 613 статье ГК, владелец надела при предоставлении его в аренду должен предупредить, что на него установлен земельный сервитут. В случае невыполнения этого условия пользователь может требовать уменьшения суммы оплаты или расторгнуть соглашение, предъявив иск о взыскании убытков.

При заключении ссудного договора субъект, который передает объект в безвозмездную эксплуатацию, также должен поставить другого участника сделки в известность о существующих обременениях.

При неисполнении этого условия ссудополучатель может расторгнуть соглашение в одностороннем порядке и требовать компенсации ущерба.

Классификация

Нормами предусмотрено два вида обременения. Публичный сервитут на земельный участок может устанавливаться по решению территориальной власти на основании градостроительных документов и в соответствии с правилами застройки.

Такое обременение обычно вызвано необходимостью удовлетворить общественные либо государственные интересы.

Частный сервитут на земельный участок может устанавливаться для ограничения эксплуатации наделом и прочей недвижимостью для обеспечения:

  1. Реконструкции, строительства, использования и ремонта сооружений, зданий, а также объектов транспортной и инженерной инфраструктур.
  2. Проезда/прохода через территорию, принадлежащую другому лицу, если иным способом попасть на собственный участок нельзя.
  3. Выполнения работ по инженерной подготовке, защите местности от подтопления и затопления, сооружению подпорных стен.
  4. Применения устройств, проникающих на чужую территорию на определенной высоте, при возведении зданий.
  5. Ремонта и эксплуатации общих стен в сооружениях блокированной застройки.
  6. Прочих нужд владельцев недвижимости, обеспечение которых не может осуществляться без установления обременения.

Сервитут не может выступать в качестве самостоятельного предмета купли-продажи или залога, а также передаваться любым способом лицам, которые не являются собственниками объектов, для пользования которыми он предусматривается.

Прекращение обременения

Оно осуществляется по требованию собственника участка, в отношении которого установлен сервитут. Прекращение обременения может обуславливаться отсутствием оснований, в соответствии с которыми он был предусмотрен. Собственник может обратиться в суд для устранения сервитута, если его наличие создает существенные препятствия для использования участка по назначению.

Дополнительные нормы

Сервитут предусматривается не только в ГК. Обременение, например, регламентируется ФЗ № 113 “О гидрометеорологической службе”. Сервитут устанавливается на наделы, по которым осуществляется проезд/проход к стационарным наблюдательным пунктам, включенным в государственную сеть.

Порядок, в соответствии с которым вводится обременение в этом случае, определен правительством в Постановлении № 972. В ФЗ № 72, регламентирующем функционирование товариществ собственников жилья, предусматрено, что в отношении земельного участка, а также другого общего имущества может устанавливаться ограниченное право использования их сторонними лицами.

Вместе с этим не допускается запрет на введение обременения в случае наличия необходимости обеспечить доступ иных субъектов к объектам, которые существовали до принятия ФЗ № 72. Если встал вопрос об установлении нового сервитута, то он решается по соглашению между заинтересованным лицом и собственниками квартир.

При недостижении консенсуса спор может разрешаться в судебном порядке. Для уточнения положений, связанных с введением обременения, предусмотренного ФЗ № 72, правительством было принято Постановление № 1223. Им утверждались правила определения размеров и установления границ наделов в кондоминиумах.

В соответствии с ними, территория общего использования в пределах микрорайона, квартала подлежит предоставлению в аренду или собственность товариществу собственников или домовладельцам только при условии введения необходимых сервитутов и ограничений.

В ФЗ №123 определена возможность вводить обременение на участки для удовлетворения нужд племенного животноводства.

Необходимость установить сервитут может возникнуть и при мелиорации участка, к примеру, при его осушении для отвода воды. Соответствующее положение предусматривается пунктом 3 статьи 26 ФЗ № 4.

Наделы, которые находятся на границе с территориями мелиорируемых земель, допускается использовать с ограничениями, определенными ЗК и ГК.

Дополнительные типы обременения

В лесном и водном законодательстве также предусматривается возможность установления сервитутов. По своему содержанию они приближены к рассмотренным выше обременениям. Водный сервитут закрепляется в 43 статье ВК.

По условиям договора, возможности субъектов, которым предоставляются в долго- или краткосрочное пользование соответствующие объекты, могут ограничиваться в пользу иных лиц. Частный водный сервитут может устанавливаться по решению суда. Следует отметить важный момент.

Правила о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным объектам в части, не противоречащей ВК.

Цели обременений

Водный сервитут, по 44 статье ВК, может устанавливаться для:

  1. Забора воды без использования сооружений, технических устройств и средств.
  2. Прогона и водопоя скота.
  3. Эксплуатации объектов в качестве путей сообщения для лодок, паромов, маломерных судов.

В законе могут предусматриваться и иные цели. Для реализации ограниченного права на водный объект нет необходимости получать разрешение на пользование.

Специфика

Особенность публичного сервитута на водный объект состоит в том, что одной стороной выступает собственник, а другой – неограниченное количество лиц, которые осуществляют пользование. При этом последние владельцами не являются. Частный сервитут на водный объект устанавливается между пользователями-несобственниками.

Лесной фонд

Правила пользования его территориями закрепляется в ЛК. В соответствии с 21 статьей этого кодекса, граждане могут свободно находиться на землях, как входящих, так и не входящих в лесной фонд. При этом возможность пользоваться территориями последней категории может ограничиваться в пользу иных заинтересованных субъектов.

Основанием для установления лесного сервитута выступает договор, решение госоргана или территориальной структуры власти, а также судебной инстанции. Установленное обременение должно пройти процедуру регистрации. При недостижении соглашения между заинтересованным субъектом и собственником территории спор рассматривается судом по иску первого.

Публичный сервитут, в соответствии с ЛК, предполагает, что одной стороной выступает собственник территории – РФ, а другой – неограниченное количество лиц, которые осуществляют пользование. При этом последние владельцами не являются. При установлении частного сервитута участниками сделки являются исключительно несобственники.

Решения институтов власти (государственной или местной), предусматривающие введение обременения на территории, могут быть оспорены в суде в установленном порядке.

Источник: http://fb.ru/article/268039/servitutyi-na-zemelnyie-uchastki-chastnyie-i-publichnyie-zemelnyie-servitutyi-v-zakonodatelstve

Земельный сервитут частный и публичный

  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Земельный кодекс РФ в отличие от других нормативных актов содержит широкий перечень оснований для установления публичных сервитутов: законы или нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, Градостроительный кодекс РФ (ч. 2 ст.

64) в качестве основания для установления публичного сервитута называет только нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Сервитуты на земельные участки частные и публичные

Оно осуществляется по требованию собственника участка, в отношении которого установлен сервитут. Прекращение обременения может обуславливаться отсутствием оснований, в соответствии с которыми он был предусмотрен. Собственник может обратиться в суд для устранения сервитута, если его наличие создает существенные препятствия для использования участка по назначению.

Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Для введения публичного ограничения необходимо издание законодательного или нормативного документа, так как стороной, устанавливающей сервитут, является государственный орган. Для частного обременения достаточно заключить соглашение между заинтересованными лицами.

Компромисс имущественных интересов – публичный и частный сервитут

Кроме того, «частник» может требовать у местных властей, наложивших публичный сервитут, выкупить у него участок и возместить убытки. Но это только в том случае, если обременение делает использование участка по назначению невозможным. Также ЗК предусматривает разумную плату за использование участка от лиц, в пользу которых было составлено сервитутное соглашение.

Читать еще –>  Жилая площадь дома как считается

Публичный и частный земельный сервитут (стр

Право ограниченного пользования чужим земельным участком имело место и в законодательстве дореволюционной России и устанавливалось сначала в виде “права угодий” [3] . Само слово “сервитут” было введено в общерусское законодательство только в ХVIII веке Положением о нотариальной части (ст.

159) и определялось как “вещное право пользования чужим имуществом в определенном отношении, не обязывающее собственника к положительным действиям”. Сервитуты подразделились на личные, принадлежащие лицу как конкретной личности, и предиальные, принадлежащие субъекту как собственнику определенной недвижимости.

При этом предиальный сервитут означал “вещное право собственника господствующей недвижимости пользоваться в известном отношении чужой (служебной) недвижимостью, кто бы ни был ее собственником”.

Перечень сервитутов был установлен в Своде законов гражданских предиальных сервитутов, Уставе лесном и Особом приложении к книге 4 тома 9 Свода законов Российской империи .

Вместе с тем, сервитут не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения своим участком. Сервитут обременяет земельный участок, то есть создаёт определённые неудобства по его использованию для владельца (собственника, землевладельца, землепользователя).

Земельный сервитут (публичный и частный)

Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа.

Со дня введения в действие ЗК РФ земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Читать еще –>  Как сдать индивидуальный жилой дом в эксплуатацию

Обременение права собственности земельным сервитутом

Особо следует уделить внимание моменту возникновения сервитута. В соответствии с частью 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ сервитут должен устанавливаться соглашением между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка.

В соответствии с Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра 17 марта 2004 года, соглашение о сервитуте представляет собой договор, заключенный между лицом, требующим установления сервитута (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок), и собственником соседнего земельного участка, а в необходимых случаях — собственником другого земельного участка (соседнего участка).

Источник: http://firstjurist.ru/pereplanirovka/zemelnyj-servitut-chastnyj-i-publichnyj

Сервитут на земельный участок: что это такое, виды и оплата

Сервитут на земельный участок: что это такое, виды и оплата

За последние двадцать лет появления и существования в России полного права владения и собственности на земельные участки наработана обширная законодательная база и юридическая практика. Она касается практически всех вопросов землевладения и землепользования, как частными лицами, так и корпоративными, собственниками в виде государственных муниципальных органов.

Особый интерес представляет система отношений, при которых могут нарушаться или ограничиваться права собственника недвижимости, или земельных владений, имеющий специфическую форму — называемую сервитутом.

В этой статье будет раскрыто понятие земельного сервитута, какие имеются его виды, для чего он предназначен. А также рассмотрены некоторые практические аспекты работы с этим правовым статусом земельного участка.

Что это такое и условия возникновения

Юридическое понятие «сервитут» имеет свое происхождение еще со времен возникновения римского права, когда устанавливались первые правила того, какие ограничения имеет собственник земельного надела (латифундии).

В те времена вопрос регулирования отношений земельной собственности сводился к таким формам как, например, право прохода через частные угодья или перемещения стада домашних животных, прокладка водных коммуникаций в римских городах через землевладения, принадлежащие нескольким собственникам.

В современном понимании тема ограничение законного права владельца или сервитут вызвано типичными проблемами городской застройки, такие как:

  • использование земельных участков в условиях ограниченного городского пространства, особенно при массовой точечной застройке жилых микрорайонов, где пересекаются интересы многих собственников;
  • вопросы, связанные с расширением городских коммуникаций, прокладки инженерных сетей, когда затрагиваются права многих собственников земельных участков;
  • вопросы коммерческого использования земельных участков связанные с размещением рекламы, проведения публичных мероприятий.

Если же говорить о формальной трактовке понятия «сервитут», то она наиболее полно раскрыта в определении, данном в ГК РФ (17 я глава).

Сервитут – это возможность неограниченного круга физических или юридических лиц иметь доступ на  объекты недвижимости включая участки земли на основании взаимных договоренностей,  законодательными актами органов власти или по решению арбитража.

Чтобы  было до конца понятно, в каких именно случаях применяются эти правовые нормы, следует привести некоторые случаи из практики.

  1. Пример 1. В обществе садоводов расположен естественный водный объект – река, из которого осуществляется водопользование владельцами земельных угодий для их полива.

    Проход к этому водоему может быть осуществлен только через границы землепользования нескольких владельцев. В данном случае на владельцев таких участков может быть возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного прохода к реке другими пользователями.

  2. Пример 2. При строительстве коттеджного поселка возникла необходимость проложить водопровод на соседнюю улицу. Однако рельеф местности позволяет произвести такие работы только через территорию другого собственника. В этом случае также может быть реализована схема наложения статуса сервитута на конкретный земельный надел, его собственника.

Как видно из приведенных примеров, подобные прецеденты могут возникнуть в любом месте, что особенно типично для тех районов, где ведется интенсивно строительство новых автомагистралей, мостов или расширение городских (поселковых) территорий за пределы «красной линии».

Основные виды и их особенности

Законодательными уложениями Российской Федерации, посвященным вопросам землепользования, определены два основных вида сервитута. Также законодателями определяются — размеры, сроки и виды ограничений на безусловный приоритет частного землевладения.

  • Публичный. Это вид ограничения землепользование, которое имеет в своей основе законодательное установление (правовой акт) органа исполнительной власти федерального, регионального или местного уровня. Как правило, публичный сервитут строится на основе платности за возникшие нарушения собственника землевладения.

    Плата за такой вид сервитута установлена из нормативов компенсации, например, при изъятии или ограничения правомерного использования, связанная с государственными или муниципальными нуждами. Также устанавливаются нормы, когда собственнику выплачивается периодическая компенсация за наложение статуса сервитута на его земельный участок.

  • Частный (ЧС). Это система договорных отношений между частными собственниками земельных активов о наложении ограничения на возможность пользования объектом, установление за это компенсации. ЧС устанавливается на основе двухсторонних (или многосторонних) частных соглашений (соглашение о сервитуте). В случае отсутствия договоренности, такие споры решаются в судебном порядке.

В обоих случаях, законодательством установлены основные сферы применения правоприменительных норм, оговоренных в части 1 статьи 274 ГК РФ, где сервитутное право применяется в случаях:

  1. Реализация права свободного транзита через земельные угодья (участки).
  2. Реализация права использования земельного актива для прокладки строительных и сетевых коммуникаций.
  3. Установления ограниченного землепользования владельцем для целей водоснабжения, мелиоративных работ, водостока, доступ к рекреационным местам отдыха (пляжи, морское побережье).
  4. размещение на территориях специальных объектов связи или геодезических сооружений (вышек, знаков).
  5. Временный доступ для производства исследовательских работ, геологоразведки.
  6. Использование землевладений принадлежащих собственникам для общественного пользования в виде охоты, рыболовства, сбора лесных плодов, грибов, пчеловодства.

Пример расположения сервитута

Здесь надо особенно отметить, что хоть законодательными актами (ГК РФ, Земельным Кодексом, Лесным и Водным Кодексами) достаточно точно установлены форматы применения сервитута, все же, исходя из существующей юридической практики, конкретные условия, права, и материальные компенсации должны устанавливаться отдельным  соглашением между всеми заинтересованными сторонами.

Различие между публичным и частным видом

Для того, чтобы четко понимать, в каких случаях применяется публичный, а в каких частный, следует привести основные различия между этими правовыми формами установления ограничения  использования земельных активов и территорий.

  1. Различие первое. Публичный сервитут — это отношения между публичными органами власти (федеральной, региональной или муниципальной) и частным собственником земельного участка. Как правило, такие отношения возникают при реализации федеральных или местных программ застройки, прокладки коммуникаций.

  2. Различие второе. По смыслу законодательства РФ, публичный сервитут носит обязательный характер. Изъятие части земельного участки или ограничения прав его владельца может происходить вообще без всякой компенсации, например, при возникновении необходимости связанной с обороной, предотвращением стихийных бедствий или террористической деятельности.

    Такими правами обладают многие силовые ведомства РФ, которые могут наложить сервитут на любой земельный участок, без всякой компенсации владельцу.

  3. Различие третье. Публичный и частный сервитут имеют в своей основе различную правовую базу и схему реализации юридических процедур. При публичном используется публичная правовая база — постановления правительства, решения городской думы или правовой акт, подписанный главой администрации города.

    В частном сервитуте — все отношения устанавливаются и регламентируются только на основе двухсторонних соглашений или с участием арбитра, т.е. судебного органа власти.

Также следует добавить, что различие может проявляться и в том, что в некоторых случаях публичный сервитут может носить чисто уведомительный характер для землевладельца, когда принимается решение (органами власти) в одностороннем порядке.

В частном такое практически невозможно, так как имеется правовое равноправие всех заинтересованных сторон – собственников, в независимости от того, физическими или юридическими лицами они являются.

Соглашение об установлении сервитута

Для заключения договора об установлении каких — либо условий на пользование, владение или распоряжение земельным наделом, активом или территорией, находящегося в частной собственности, имеется два основных варианта.

  • Вариант первый. При реализации публичного сервитута основным правоустанавливающим актом является постановление местного (публичного) органа власти о том, что, например, на земельной территории, принадлежащей гражданину, будет производиться прокладка электрического кабеля.

    Это постановление является обязательным и собственнику придется либо добровольно принять положения о сервитуте, либо оспаривать его в суде. Орган власти, заинтересованный в реализации своих интересов, может по своей инициативе предложить компенсацию за пользование сервитутом, для чего может быть собственнику предложено подписать Договор о сервитуте.

  • Второй вариант – это частный сервитут. Для оформления договора частного сервитута, должно быть выполнено несколько последовательных процедур:

    • заинтересованное лицо или его агент должен направить соответствующее обращение владельцу участка. Это делается в письменной форме, непосредственно собственнику, либо его представителю;
    • если стороны пришли к соглашению, определили для себя все условия договора, размер и порядок оплаты, то подписывается Соглашение или Договор сервитута (образец прилагается);
    • поскольку данное соглашение о сервитуте имеет правоустанавливающий характер, то он, как и любой другой договор подобного типа (купли — продажи), подлежит обязательной регистрации в территориальных подразделениях Росреестра.
    • по истечении 21 дня, со дня подачи Соглашения о сервитуте, производится его регистрация и занесение в федеральный реестр. С этого момента договор или соглашение о сервитуте вступает в законную силу.

Образец договора о сервитуте земельного участкаСкачать форму соглашения сервитута земельного участка в формате .doc.

Что касается вопроса того, как это осуществить на практике, то обычно в таких целях разумным подходом будет воспользоваться услугами профессиональных адвокатов, либо специалистов (риэлторов), специализирующихся по земельным вопросам (это не всегда агентство недвижимости в обычном понимании).

Определение платы

При заключении договора по сервитуту на земельное владение, очень много вопросов возникает при установлении размера платы в качестве компенсации.

Обычно при установлении платы принимаются в расчет следующие факторы:

  • компенсация за упущенную выгоду, в том числе и коммерческую, если, например, земельный участок использовался для ведения фермерского хозяйства;
  • оплата за нарушение экологических условий владений;
  • компенсация за ликвидацию каких-либо объектов, находящихся на земельной территории, подпадающей под договор сервитута;
  • часть доходов получаемых пользователем земельного участка и отчисляемых собственнику, например, часть прибыли от размещения рекламного щита на участке владельца.

В каждом отдельном случае заключения Договора о сервитуте все эти моменты должны быть тщательно просчитаны и иметь документальное подтверждение, что в частности требует привлечение экспертов — независимых оценщиков, страховщиков, аудиторов.

В заключение остается добавить, что правовой институт сервитута земельных участков в России не имеет пока устоявшейся практики применения. В большинстве случаев такие земельные споры решаются в судебном порядке, что накладывает дополнительные расходы, как на собственника, так и на тех, кто желает воспользоваться своим правом сервитута.

Нефедова Анна Олеговна.

Юрист гражданско-правововой специализации. Работает в Кинельском районном суде Самарской области – секретарь судебного заседания.

Ознакомившись с представленной публикацией, считаю необходимым включить в неё дополнительные пункты, при которых устанавливаются обременения:

  • с целью изъятия водных ресурсов;
  • для прогона сельскохозяйственного скота через земельный участок;
  • в случаях сенокоса, а также выпаса сельскохозяйственного скота в установленном порядке на земельных участках.

Касательно различий между ограничениями, считаю нелишним добавить некоторые отличительные особенности, не указанные в публикации, а именно:

  • публичный сервитут накладывается в отношении неустановленного круга лиц, частный, напротив, затрагивает полномочия определенных правообладателей;
  • публичное обременение носит безвозмездный характер, за исключением условий, предусмотренных п. 7 ст. 23 ЗК РФ, кроме того, правообладатель имеет право на получение компенсации при отчуждении недвижимого имущества либо предоставление нового участка при отсутствии возможности использовать прежний участок. Частный сервитут всегда носит возмездный характер.
  • правообладатель земли вправе обратиться в суд для того, чтобы оспорить публичный сервитут; при частном обременении, для установки сервитута в суд подает заявление лицо, желающее установить сервитут.

В публикации не сказано про сроки. Временный сервитут вводится на срок, прописанный в акте государственного органа или в соглашении между собственниками. Бессрочный сервитут является постоянным с момента регистрации в Управлении Росреестра.

Также, хотелось бы упомянуть про условия, при которых прекращается сервитут. Гражданское право указывает на следующие способы:

  1. В случае изменения оснований, послужившие установлению ограничений прав собственника. В этом случае издается соответствующий акт об отмене обременений.
  2. Вследствие невозможности использовать недвижимое имущество по целевому назначению. Собственник участка вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении сервитута.

Источник: https://OPrave.com/nedvizhimost/uchastok/servitut.html

Юридическое руководство
Добавить комментарий