Как погасить задолженность управляющей компании перед ресурсоснабжающими организациями: все возможные способы

Содержание
  1. Долги ТСЖ перед ресурсоснабжающими организациями: кто несет ответственность и как взыскивается
  2. Сбой в оплате – повод разобраться
  3. Причины неплатежей
  4. Если долги у собственника
  5. Нецелевое расходование средств
  6. На чьей стороне суд
  7. Общее собрание – надежный контролер
  8. Взыскание задолженности за коммунальные услуги: порядок, закон
  9. Взыскание коммунальной задолженности
  10. Порядок взыскания задолженности в досудебном порядке
  11. Какие еще меры можно принять по отношению к неплательщикам
  12. Чем обернется оплата услуг ЖКХ в обход управляющих компаний
  13. Прикрылись “двойниками”
  14. Вопрос упирается в норму
  15. Кто ответит за ржавую воду
  16. Возврат долгов с потребителей ЖКХ услуг
  17. Этапы процедуры взыскания задолженности с потребителей ЖКУ
  18. Превентивные меры
  19. Досудебное взыскание
  20. Судебное взыскание
  21. Банкротство физических лиц
  22. Реструктуризация долгов
  23. Реализация имущества должника
  24. Как реструктиризовать долг тсж в теплосетях
  25. Как погасить задолженность управляющей компании перед ресурсоснабжающими организациями: все возможные способы
  26. Заявление на реструктуризацию долга по коммунальным услугам
  27. Особенности реструктуризации долга по коммунальным услугам
  28. Реструктуризация долга по ЖКХ
  29. Как реструктуризировать долг за отопление?
  30. Задолженность управляющей компании перед ресурсоснабжающими организациями: как переложить долги?
  31. Реструктуризация коммунальных долгов
  32. Может ли управляющая компания быть ресурсоснабжающей организацией?
  33. Управляющая компания и ресурсоснабжающая организация в одном лице
  34. Прямые договоры между потребителями и РСО

Долги ТСЖ перед ресурсоснабжающими организациями: кто несет ответственность и как взыскивается

Как погасить задолженность управляющей компании перед ресурсоснабжающими организациями: все возможные способы

4 Декабря 2017 5:00

Здравствуйте, друзья. Тема ЖКХ остается одной из главных для жителей многоквартирных домов. Качество предоставляемых услуг и их стоимость – это животрепещущие вопросы, волнующие каждого. При этом выбор жителями формы управлением дома вносит нюансы этот процесс.

Думаем, не лишним будет напомнить, что действующий Жилищный кодекс разрешает три формы управления: это создание товарищества собственников жилья (ТСЖ), непосредственное управление (для домов, количество квартир в которых не превышает 30) и договор с управляющей компанией.

Сбой в оплате – повод разобраться

Собственники жилых помещений обязаны оплачивать потребленные ими услуги. Поставляют эти услуги ресурсоснабжающие предприятия. Посредником служат ТСЖ либо управляющая компания. Если в одном из звеньев происходит сбой, это повод для разбирательств. Сегодня мы рассмотрим сбой в одном из узких звеньев, а именно как быть если существуют долги ТСЖ перед ресурсоснабжающими организациями.

К сожалению, судебная практика показывает, что такие ситуации нередки: по тем или иным причинам товарищество не расплачивается с поставщиками тепла, света, воды, газа за эти услуги. Это приводит к радикальным действиям со стороны поставщиков: они обращаются с исками в суд либо ограничивают ресурсы. При этом зачастую страдают и законопослушные граждане, вовремя проводящие оплату услуг ЖКХ.

Причины неплатежей

Давайте для начала рассмотрим, что же это за причины, по которым у ТСЖ образуются долги. По-большому счету их две: в доме могут быть так называемые неплательщики, то есть люди, которые услуги получают, но платить за них не хотят или не могут.

Вторая причина – некомпетентная либо явно незаконная деятельность самого ТСЖ, которое деньги от жильцов получает, но тратит их нецелевым образом, а иногда просто ворует.

Если долги у собственника

Неоплата коммунальных услуг отдельными собственниками от ответственности ТСЖ перед ресурсоснабжающими организациями не избавляет. Последнюю вовсе не интересуют внутренние дела товарищества. Все взаимоотношения регулируются между ТСЖ и компанией, предоставляющей услуги, по договору. В нем отражается предмет договора, права и обязанности каждой из заключивших его сторон.

ТСЖ обязано оплатить услуги полностью. Что делать с неплательщиками, решает ТСЖ. Для многих товариществ взыскание неполученных платежей настоящая головная боль, им приходится вести настоящую борьбу с несознательными гражданами, вплоть до судебных разбирательств, а также ограничения в предоставлении услуг, если существуют технические условия для этого.

Как показывает судебная практика, при разбирательствах в суде неплатежи жителей не являются уважительной причиной для уменьшения платежей ресурсоснабжающим организациям.

От них суды не освобождают, единственное, что иногда удается отстоять, это возможность не платить начисленные пени.

Есть прецеденты, когда суды разрешали это, если ТЖ доказывало отсутствие своей вины за платежи не в полном объеме.

Нецелевое расходование средств

Другой вопрос, когда долги ТСЖ образуются по вине председателя и правления. Собственники квартир исправно перечисляют плату за коммунальные услуги, поставщики без перебоя оказывают их, а ТСЖ тратит деньги на непонятные цели, не соблюдая договорные обязательства.

Каждый член ТСЖ должен знать, что при накоплении долга более 100 тысяч рублей и непогашении хотя бы части его в течение 3 месяцев может повлечь за собой процедуру банкротства или ликвидации ТСЖ. Чем это грозит законопослушным жителям? Ничем хорошим. Дело в том, что заплатить долги ТСЖ все равно обязано. И довольно часто для их погашения жителям приходится проводить повторную оплату.

На чьей стороне суд

Такие случаи действительно нередки в судебной практике. Современное законодательство, к сожалению, не может защитить в этом случае тех, кто платит исправно. Потом уже собственники тоже могут обращаться в суд с иском на родное ТСЖ, если, конечно, не прошла процедура его ликвидации.

Во время банкротства может быть введено внешнее управление. Тогда все вопросы по многоквартирному дому переходят к внешнему управляющему. В его обязанности будет входить и борьба с неплательщиками, и направление определенных средств в счет погашения долга. Это могут быть деньги от реализации офисного оборудования, мебели, членские взносы, предусмотренными, к примеру, на другие цели, и др.

Общее собрание – надежный контролер

Товарищество собственников жилья – это прогрессивная форма управления домом. Она имеет много преимуществ по сравнению с такой, к примеру, формой управления, как управляющая компания. Она дает возможность уменьшить платежи за услуги ЖКХ, улучшить качество этих услуг.

А главное – она дает возможность жителям самим решать все вопросы, связанные с жизнедеятельностью дома. Но при этом нужно действительно быть активным и неравнодушным членом ТСЖ, а не сторонним наблюдателем.

В этом случае, ни председатель, ни правление ТСЖ не будет иметь возможность тратить деньги нецелевым образом. Работу руководства ТСЖ надо проверять, причем пристрастно.

В случае малейших подозрений, можно инициировать созыв общего собрания, на котором получить необходимую информацию, а в случае необходимости – принять экстренные решения. Вплоть до смены председателя и избрания нового состава правления. Это один из верных путей, чтобы ТСЖ работало в интересах жителей. Тогда и долгов перед ресурсоснабжающими организациями не будет.

Надеемся, тех, кто уже состоит в ТСЖ или только собирается выбрать подобную форму управления, заинтересует наша статья. У вас есть интересная информация либо опыт действий в такой ситуации, какую мы описали выше? Тогда ждем ваших комментариев и дополнений и на нашем сайте и в социальных сетях. Будем рады продолжить обмен мнениями.

Источник: http://www.rline.tv/svobodnyj-korrespondent/dolgi-tszh-pered-resursosnabzhayushchimi-organizaciyami/

Взыскание задолженности за коммунальные услуги: порядок, закон

Взыскание задолженности за коммунальные услуги: порядок, закон

По данным Министра строительства и ЖКХ РФ Михаила Меня, текущая задолженность по коммунальным платежам в России превышает 1,3 трлн рублей.

Министр сообщил, что большую часть долга образовали управляющие организации (УО), которые не своевременно вносят плату за коммунальные услуги, потребленные жителями обслуживаемых многоквартирных домов (МКД).

Правительство намерено снизить размер образовавшейся задолженности, убрав посредников (управляющие организации) между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и конечными потребителями услуг.

Мы надеемся решить эту проблему, устранив посредников между гражданами-потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями. Это даст возможность снизить размер задолженности за поставленные ресурсы.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

Однако долги УО перед РСО возникают не сами по себе, а вследствие неплатежей граждан, проживающих в управляемых МКД. По данным Росстата, средний размер задолженности недобросовестного пользователя коммунальных услуг составляет порядка 50 тысяч рублей. И эти деньги необходимо взыскать до начала отопительного сезона.

Взыскание коммунальной задолженности

Условно работу с задолженностью граждан перед УО можно разделить на два больших этапа:

  1. Взыскание задолженности в досудебном порядке.
  2. Взыскание задолженности в судебном порядке.

На первом этапе к неплательщику предъявляются превентивные меры:

  • направление извещения о наличии задолженности;
  • обсуждение сложившейся ситуации на общих собраниях собственников жилых и нежилых помещений в МКД;
  • иная досудебная и претензионная работа.

На втором этапе происходит судебное взыскание задолженности. Как правило, в форме приказного судопроизводства.

Порядок взыскания задолженности в досудебном порядке

Несоблюдение потребителями сроков и объемов оплаты за пользование коммунальными услугами дают УО право применять различные меры борьбы с неплательщиками.

1. Уведомление потребителя о наличии задолженности.
В первую очередь необходимо уведомить потребителя коммунальных услуг об образовавшейся задолженности. Не исключено, что он о ней не знает, забыл, не имел возможности расплатиться ранее и готов внести плату за потребленные услуги. Здесь можно скачать образец уведомления о взыскании задолженности.

2. Начисление пени.


В случае, если задолженность образовалась не менее, чем за три месяца, с неплательщика можно взыскать пени (штраф) в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки в первые 90 дней и 1/130 ставки рефинансирования – за каждый последующий день. (п. 14 части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). Пени начисляется на основной долг и увеличивается ежедневно до момента погашения задолженности в полном объеме.

3. Формирование списка должников и его публикация на доске объявлений или в местной прессе.
Мера, призванная оказать психологическое воздействие на сознательность граждан, уклоняющихся от оплаты коммунальных услуг. Не самый действенный способ, и есть опасность ошибочно включить в список жильцов, которые исправно оплачивают счета.

Подобная ошибка может стать причиной обращения граждан в суд. Так, 17 сентября 2012 года Назаровский городской суд Красноярского края вынес по делу № 2-43/12 «О защите чести и достоинства» решение обязать УО публично опровергнуть сведения о наличии у истца задолженности по коммунальным платежам и взыскать с не компенсацию морального вреда, причиненного гражданину, обратившемуся в суд.

4. Направление официальной претензии должнику.
Претензия оформляется по образцу уведомления о задолженности, направляется заказным письмом с уведомлением или вручается лично под роспись.

Для большинства должников претензия является решающим аргументом в пользу погашения задолженности. Получив официальный документ, они отправляются гасить долг, опасаясь наступления негативных последствий.

Если после получения претензии должник полностью погасит образовавшуюся задолженность, дело должно быть закрыто без каких-либо санкций в отношении него.

5. Заключение соглашения о погашении задолженности.
Если после получения претензии неплательщик не погасил задолженность, скорее всего он обратится с заверениями оплатить долг при появлении возможности. В этом случае можно заключить соглашение о погашении задолженности, в котором необходимо прописать график внесения платежей с указанием точной суммы на каждом этапе.

6. Ограничение или приостановление оказания коммунальной услуги, по которой возникла задолженность.
Если после направления претензии неплательщик не погасил задолженность, в том числе в соответствии с соглашением о ее поэтапном погашении, его можно ограничить в получении коммунального ресурса. Это одна из крайних мер, к которым прибегают УО.

Возможность ее применения прописана в Правилах предоставления жилищно-коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354). Должников отключают от электроэнергии и горячего водоснабжения.

Однако законодательство запрещает отключение отопления и холодной воды, руководствуясь тем, что это может сделать жилое помещение непригодным для дальнейшей эксплуатации.

Данная мера устанавливается сроком на один месяц, в течение которого неплательщику дается возможность добровольно погасить долг.

Граждане, которым отключили воду или свет, чувствуют себя некомфортно и приложат максимум усилий, чтобы расплатиться с долгами как можно скорее.

В случае уплаты всей суммы задолженности (включая пени), УО обязана в течение двух дней возобновить подачу коммунального ресурса.

7. Ограничение выезда за границу.
Наличие задолженности за коммунальные услуги может стать препятствием для деловой или туристической поездки за пределы России.

Если подать сведения о неплательщике в Росреестр, граница для него закроется. Частью 3 статьи 31 Жилищного кодекса РФ закреплена солидарная ответственность неплательщика и членов его семьи.

Таким образом, и они не смогут выехать за рубеж до полного погашения задолженности.

8. Медиация.
Процедура внесудебного разрешения споров с помощью посредника, не имеющего личной заинтересованности в решении возникшей проблемы.

В случае угрозы конфликта между неплательщиком и УО, осуществлять работу с должником рекомендуется не лично, а с помощью посредника. Например, специально созданной комиссией по работе с должниками при администрации муниципального образования.

Функции комиссии ограничиваются налаживанием диалога между УО и неплательщиком, выявлением истинных причин образования задолженности, разработкой путей и способов погашения долга.

Если все методы досудебной работы с неплательщиком не увенчались успехом, необходимо перейти к взысканию задолженности в судебном порядке.

При этом важно провести работу по досудебному урегулированию проблемы как можно раньше, не дожидаясь истечения срока взыскания задолженности по коммунальным платежам, который составляет три года (ст. 196 Гражданского кодекса РФ) .

В противном случае, как свидетельствует судебная практика взыскания коммунальной задолженности, суд может отказать в удовлетворении исковых требований.

Какие еще меры можно принять по отношению к неплательщикам

Как правило, УО стараются взыскать долг самостоятельно, не доводя дело до суда. Особенно если срок задолженности превысил пределы исковой давности. Однако все чаще дела по взысканию задолженности передаются банкам или коллекторским агентствам.

Коллекторы часто выходят за границы дозволенного и взыскивают деньги незаконными методами.

Другой способ — ограничить потребление электроэнергии, а, при необходимости, полностью отключить абонента от сети. Вручную это делать долго и накладно — нужны работники, которые поедут в нужный подъезд и поставят пломбы на счетчик.

Гораздо проще внедрить автоматизированную систему учета электроэнергии с возможностью дистанционно ограничивать и отключать неплательщиков.

Мы помогаем автоматизировать учет энергоресурсов на любых участках: МКД, СНТ, РСО, предприятия.

Плюсы автоматизированной диспетчеризации:

  • Отключение неплательщиков в два клика из любого места, где есть интернет;
  • почасовая статистика расхода в режиме онлайн — смотрите демо личного кабинета;
  • формирование Excel-файлов с почасовыми данными расхода коммунальных ресурсов;
  • у бухгалтера будут все данные на руках к 25-му числу;
  • подключение до 2 000 000 приборов учета в радиусе 10 км без необходимости приобретения дополнительной базовой станции, ретрансляторов и концентраторов.

Система «СТРИЖ» использует технологию LPWAN с радиусом действия 10 км, без концентраторов и ретрансляторов.

Беспроводные решения для диспетчеризации воды/электричества/газа

СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЯ

В продолжение статьи:

Министр ЖКХ предложил убрать посредников при оплате коммунальных услуг

Жителям МКД разрешат подавать в суд на плохое ведение ЖКХ

 Точку в истории высокого ОДН поставят счетчики воды с удаленной передачей показаний

Источник: https://uchet-jkh.ru/publikacii/vzyskanie-zadolzhennosti-za-kommunalnye-uslugi-poryadok-zakon.html

Чем обернется оплата услуг ЖКХ в обход управляющих компаний

Чем обернется оплата услуг ЖКХ в обход управляющих компаний

» Архив новостей » Чем обернется оплата услуг ЖКХ в обход управляющих компаний

Игроки российского рынка жилищно-коммунальных услуг готовятся к переходу на новую модель отношений между собственниками жилья в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями (РСО). Такой законопроект сейчас активно обсуждают в Госдуме.

Если документ вступит в силу, жильцы смогут быстро и легко заключить прямой договор с поставщиками ресурсов, минуя управляющую компанию. Идею разделяют и РСО, и добросовестные управдомы, работающие в регионах Северо-Запада. Однако законопроект, по мнению игроков рынка и экспертов, требует доработки.

В частности, речь идет об обслуживании проблемных многоквартирных домов, не оборудованных счетчиками и потребляющих больше ресурсов, чем установлено в нормативах.

Прикрылись “двойниками”

Одна из причин, по которой решили изменить систему расчетов с поставщиками ресурсов, связана с огромными долгами управляющих компаний перед РСО. По данным Росстата, к середине прошлого года УК не выплатили ресурсоснабжающим организациям порядка 250 миллиардов рублей. Это практически пятая часть всех коммунальных долгов, зафиксированных в РФ.

В Калининградской области просроченная дебиторская задолженность жилищных организаций за электроэнергию составила на начало 2018 года 463,6 миллиона рублей, увеличившись за год на 20 миллионов.

В каких-то случаях, как пояснил поставщик ресурсов, управдомы плохо справлялись с работой по взысканию коммунальных платежей, в других – собирали деньги с собственников квартир, но не перечисляли их РСО.

– Нередко руководители управляющих компаний, накопившие долги, регистрируют организации с новым ИНН, пытаясь таким образом уйти от ответственности, – сетует Владислава Резакова, генеральный директор калининградской компании, которая занимается сбытом электрической энергии.

– После этого многоквартирные дома переходят на обслуживание к новой управляющей организации, которая фактически является прежней УК. В силу того, что имущество у компании-должника практически всегда отсутствует, взыскать с нее задолженность не представляется возможным. Подобный механизм позволяет УК покрывать свои затраты без дополнительных усилий.

Например, не проводя работу по взысканию задолженности с жильцов многоквартирных домов.

Эта практика распространена и в Калининградской области, и в других регионах РФ.

Поэтому в новый законопроект включили норму, которая позволяет РСО в обязательном порядке переводить многоквартирный дом на прямые договоры, если управляющая компания не платит за потребленные ресурсы больше двух месяцев.

Если долгов нет, инициативу вправе проявить жильцы, а поставщики ресурсов должны будут обеспечить реализацию прямых расчетов в трехмесячный срок.

– В работе с потребителями на прямых договорах мы видим лишь положительные стороны, – продолжает Владислава Резакова.

– В 2017 году уровень оплаты электроэнергии гражданами составил 101,6 процента, что демонстрирует высокую платежную дисциплину данной категории потребителей. С управляющими компаниями дела обстоят иначе – уровень оплаты составил 93,6 процента.

Добавлю, что для перехода на прямые договоры в соответствии с законопроектом требуется решение общего собрания собственников МКД, обладающего не менее чем 50 процентами .

Однако часто граждане-потребители не проявляют активную позицию либо не могут присутствовать на собрании по объективным причинам. Поэтому, как нам кажется, переход на прямые договоры с РСО должен стать обязательным для всех МКД, дабы исключить сложности с принятием решения на собраниях.

Вопрос упирается в норму

Некоторые ресурсоснабжающие организации, впрочем, опасаются, что на них возложат оплату “сверхнормативных” объемов потребленных общедомовых ресурсов.

Ведь в домах, где нет коллективных счетчиков учета тепла и электроэнергии, стоимость ресурсов, потребленных на общедомовые нужды, рассчитывается по специальным региональным нормативам.

И за все, что сжигается и отапливается сверх норматива, жильцы, согласно действующему законодатель-ству, не платят.

Сейчас это финансовое бремя несут управляющие компании. Если жильцы дома заключат прямые договоры с РСО, платить за “сверхнормативные” общедомовые ресурсы, возможно, придется поставщикам.

Но пока этот вопрос в законопроекте не регулируется.

И его, как считает доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и территориального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета Вадим Чекалин, следует проработать более детально.

– Далеко не всегда управляющие компании специально накапливают долги перед РСО, – поясняет Вадим Чекалин. – Большинство этих компаний и собственники жилья являются добросовестными плательщиками.

Нередко проблема заключается именно в том, что дом потребляет слишком много энергии, тепла и воды. За часть этих ресурсов приходится платить УК, из-за чего у жилищной организации не остается достаточных средств.

Если после перехода на прямые договоры расходы на оплату “сверхнормативных” ресурсов должны будут нести поставщики, они также могут столкнуться с финансовыми трудностями.

Поэтому в перспективе необходимо диверсифицировать коммунальные тарифы в зависимо-сти от категорий жилых домов, уверен эксперт.

Ведь на содержание тех же хрущевок требуется больше средств, чем на обслуживание новых зданий.

Параллельно следует развивать меры социальной поддержки для малообеспеченных жителей изношенных МКД, которые не смогут оплачивать услуги ЖКХ по экономически обоснованным тарифам.

Кто ответит за ржавую воду

Еще один вопрос, требующий внимания законодателей, связан с качеством поставляемых ресурсов. Сейчас претензии, к примеру, к качеству воды граждане могут предъявить управляющей компании. Однако если жильцы перейдут на прямые расчеты с РСО, отвечать за ржавую воду или недостаточно сильный напор в кране, возможно, придется водоканалам.

– При этом содержание внутридомовых инженерных сетей – это обязанность управляющих компаний, – продолжает Вадим Чекалин. – Поставщики ресурсов, с которыми я общался, опасаются, что при таком раскладе они не смогут гарантировать предоставление действительно качественных услуг.

Этот момент также необходимо отразить в законопроекте, узнав мнение представителей как РСО, так и УК. В остальном, как мне кажется, текущая редакция законопроекта должна устроить и поставщиков ресурсов, и управляющие компании, и собственников квартир.

И, я думаю, это правильно, что переход на прямые договоры не будет повсеместным, как предполагалось в самом начале работы над документом, а сопряженным с решением жильцов МКД или с двухмесячным долгом управляющих организаций перед РСО. Значит, добросовестные УК так и продолжат отвечать за оплату потребленных ресурсов.

Зато компании, которые намеренно не переводят деньги собственников помещений ресурсоснабжающим организациям, новый механизм быстро выдавит с рынка.

https://www.youtube.com/watch?v=K–6YA_oph0

Представители петербургских и калининградских управдомов, с которыми беседовала корреспондент “Российской газеты”, ничего плохого в прямых договорах между гражданами и РСО также не видят.

– Наверное, каким-то УК, использующим “двойников”, чтобы собрать с жильцов деньги и оставить их себе, денежный кран перекроют, – рассуждает заместитель руководителя одной из УК Сергей Пчелкин. – Но нам работать будет даже проще – не придется думать, как заставить жильцов вовремя платить за тепло и свет.

Прямая речь

Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП “ЖКХ Контроль”:

– Изменения поддержали все: и ресурсоснабжающие организации, и управляющие компании. К примеру, если УК собирает 95 процентов средств от собст-венников, то отдавать ресурсникам она все равно должна 100 процентов.

Откуда брать недостающие деньги – непонятно. Проект закона много раз менялся. В результате депутаты Госдумы вышли с более коротким документом, который позволит легитимизовать уже существующую повсеместную практику.

Источник: rg.ru

Автор: Ульяна Вылегжанина

: 6 февраля 2018

Поделитесь новостью с друзьями в соцсетях!

Источник: https://real-gkh.ru/news/chem-obernetsya-oplata-uslug-zhkkh-v-obkhod-upravlyayushchikh-kompaniy/

Возврат долгов с потребителей ЖКХ услуг

Пожалуй, одной из основных головных болей для управляющих компаний является взимание долгов с недобросовестных потребителей ЖКУ, которые подолгу не платят за коммунальные ресурсы и услуги. Сегодня рассмотрим меры воздействия, которыми управляющие компании могут заставить должников погасить свои долги за ЖКУ.

Этапы процедуры взыскания задолженности с потребителей ЖКУ

Существует 5 способов взыскания задолженности управляющей компанией с потребителей ЖКУ:

  • превентивные меры;
  • досудебное взыскание;
  • взыскание через суд;
  • обеспечение исполнения судебного акта о взыскании;
  • банкротство физических лиц.

Как устанавливается плата за наём жилого помещения по договору социального найма

Превентивные меры

Под превентивными мерами имеется в виду информационно-разъяснительная работа УК со всеми собственниками помещений в МКД. Делается это для профилактики и недопущения возникновения долгов за ЖКУ. Проводить такую работу можно на общих собраниях или через информационные стенды в подъездах МКД.

Информационно-разъяснительная работа УК заключается в доведении до сведений собственников о последствиях для должников ЖКУ:

Досудебное взыскание

Представляет собой ряд определённых действий со стороны УК для взыскания долга до подачи иска в суд на должника. Как правило, это разъяснительные беседы с должниками, проведение общих собраний собственников об их судьбе, направление письменных претензий с указанием суммы долга и применения дальнейших санкций.

Очень часто можно видеть, как информация о должниках размещается управляющими компаниями на дверях и информационных стендах в подъездах крупно и красочно с указанием ФИО, номеров квартир и суммы задолженности.

Но это категорически запрещено! Как показывает судебная практика, подобное поведение УК расценивается судами как неправомерное использование персональных данных и становится основанием для управляющей привлечения компании к административной ответственности (апелляционное определение Саратовского областного суда от 14.08.2012 по делу №33–4479/2012).Недремлющее око ГЖИ

Судебное взыскание

Взыскание задолженности в судебном порядке по решению судьи. Управляющей компании потребуется предоставить в суд в качестве доказательств протокол ОСС о выборе способа управления домом и утверждении условий договора (ст.161, 162 ЖК РФ), расчёт и сумму задолженности с данными о наименовании всех видов работ и услуг, периоде выполнения.

Зачастую управляющим компаниям и судебным приставам приходится разыскивать должника, поскольку он может даже не проживать по указанному адресу регистрации.

На весь период розыска должника исполнительное производство по делу приостанавливается. Денежные средства, заплаченные судебному приставу-исполнителю управляющей компанией для розыска должника (п.2 ст.

28 Закона об исполнительном производстве), компенсируются затем должником.

Если будет обнаружено какое-либо имущество должника кроме принадлежащего ему помещения, то УК имеет право ходатайствовать перед приставом-исполнителем об обращении взыскания на него.

К имуществу, на которое может быть обращено взыскание, относится:

  • автомобиль;
  • право требования к другим физическим или юридическим лицам;
  • банковские счета и вклады;
  • компании, обладающие каким-либо имуществом.

Если собственник сам не проживает в помещении, а сдаёт его внаем, то взыскание долга производится с собственника помещения, а не с нанимателя. Если собственник-должник умер, то его долги и обязанность по их выплате наследует правопреемник.Судебная практика: Как оспорить административные штрафы УК

Банкротство физических лиц

1 октября 2015 года вступил в силу ФЗ №127 от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». Воспользоваться положениями закона может должник, если он хочет погасить свою задолженность посредством имеющегося имущества или утверждённой в судебном порядке рассрочки.

В ст.3 данного закона в качестве основания для банкротства физического лица признаётся неспособность гражданина в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, обязательным платежам, налогам, сборам и штрафам.

Физическое лицо обязано обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом, если сумма задолженности превысила 500 тысяч рублей, а просрочка по платежам превысила 3 месяца (п.1 ст.213.4 ФЗ №127). Заявление нужно подать в течение 30 рабочих дней с момента, когда гражданин узнал об основаниях для признания его банкротом.

Дела о банкротстве физических лиц рассматривают арбитражные суды по месту жительства гражданина. Заявителями по делу о банкротстве физического лица могут быть кредиторы, уполномоченные органы или сам гражданин-должник. Нельзя возбуждать одновременно 2 дела о банкротстве гражданина как физического лица и индивидуального предпринимателя.

Теперь разберёмся, какое отношение банкротство физических лиц имеет к задолженности по коммунальным платежам. На самом деле, самое непосредственное.

Дело в том, что если собственник помещения в МКД объявит себя банкротом и пройдёт для этого необходимую процедуру, то его долг по оплате коммунальных платежей может быть реструктуризован или имущество может быть реализовано для погашения задолженности.

Реструктуризация долгов

Проводится для восстановления платежеспособности гражданина и погашения его задолженности перед кредиторами по плану реструктуризации долгов. То есть таким способом управляющая компания может взыскать с собственника помещения, признанного банкротом, задолженность по оплате ЖКУ.

Для этого необходимо выполнить следующие шаги процедуры реструктуризации долга:

Шаг 1 Управляющая компания и собственник помещения в МКД должны составить план реструктуризации долга сроком до 3 лет. Потребуется указать, в какие сроки и за счёт какого имущества будет происходить погашение долга. Также нужно прописать порядок уведомления о существенном изменении имущественного положения гражданина с соответствующими критериями.

Можно вносить любые изменения в план по инициативе гражданина, но с согласия управляющей компании. План реструктуризации долгов, не одобренный управляющей компанией, всё же может быть утверждён арбитражным судом, если его реализация позволит целиком удовлетворить требования УК.

Шаг 2 С момента утверждения плана реструктуризации требования УК, содержащиеся в нём, могут быть предъявлены собственнику только в порядке и на условиях, прописанных в этом документе.

Шаг 3 Во время проведения реструктуризации долгов приостанавливается взыскание по исполнительным документам, прекращается начисление неустоек, штрафов, пеней, прочих финансовых санкций, процентов по всем обязательствам собственника кроме текущих платежей.

Шаг 4 Все финансовые сделки должника контролируются финансовым управляющим (ст.213.11 ФЗ №127 от 26.10.2002). Запрещается вносить своё имущество в качестве вклада в уставный капитал юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставном капитале юридического лица, совершать безвозмездные сделки (дарить или передавать своё имущество в ссуду).

Шаг 5 Не позднее чем за месяц до окончания срока исполнения плана реструктуризации финансовый управляющий готовит отчёт о результатах его исполнения собственником и направляет его управляющей компании или в суд.

Шаг 6 По результатам исполнения плана реструктуризации долгов собственника арбитражный суд выносит одно из следующих решений:

  • завершить реструктуризацию долга собственника и прекратить производство по делу;
  • отменить план реструктуризации долга при недостоверных сведениях об имущественном положении гражданина или иных нарушениях.

Реструктуризация долга имеет смысл только в случае исправного должника с постоянным источником дохода, а также при отсутствии неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления, и если ранее гражданин не признавался банкротом.

Реализация имущества должника

Происходит при невозможности погашения долга за счёт постоянного источника дохода. В таком случае всё имущество должника передаётся в конкурсную массу кроме того имущества, которое не попадает под взыскание.

С момента признания физического лица банкротом все права на распоряжение имуществом, вошедшим в конкурсную массу, переходят к финансовому управляющему. Сам должник такое право утрачивает. Финансовый управляющий действует от его имени.

Финансовый управляющий делает опись и оценку имущества должника с последующим представлением в суд положения о порядке, условиях и сроках его реализации, об установлении стартовой цены его продажи. Имущество должника распродаётся на торгах. Имущество, вошедшее в конкурсную массу, но не реализованное финансовым управляющим, возвращается должнику.

Все требования кредиторов после распродажи имущества должника выстраиваются в очередь, состоящую из 4 уровней приоритета. Задолженность по коммунальным платежам удовлетворяется в третью очередь, к которой относятся требования об оплате долга за жилое помещение и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД.

После завершения расчётов с кредиторами гражданин-банкрот освобождается от дальнейшего исполнения их требований.

Теперь вы знаете, какими способами и мерами вы можете воздействовать на должников по оплате коммунальных услуг с целью взыскания их долгов.

Источник: https://roskvartal.ru/vzyskanie-dolgov/6401/mery-uk-po-vozdeystviyu-na-dolzhnikov-zhku

Как реструктиризовать долг тсж в теплосетях

Как погасить задолженность управляющей компании перед ресурсоснабжающими организациями: все возможные способы

Управляющая компания, которая занимается жилищно-коммунальным обслуживанием многоквартирных домов, непосредственно связана с финансами. И как любое финансовое предприятие, УК не застрахована от различных долгов. О том, кому может быть должна обслуживающая компания и как можно избавиться от задолженностей, пойдет речь ниже.

Такие организации поставляют жильцам такие ресурсы как свет, вода, газ и тепловую энергию. Но договор от их имени с поставщиками ресурсов заключает УК, поэтому долги жильцов считаются долгами обслуживающей организации. При этом сторону истца принимает поставщик ресурсов, а сторону ответчика – УК.

И при большом количестве долгов суд может обязать обслуживающую организацию не только выплатить всю сумму долга, но и заплатить дополнительные проценты.

Заявление на реструктуризацию долга по коммунальным услугам

Процесс реструктуризации каких-либо коммунальных долгов законодательно отдельно нигде не закреплён. Тем не менее, к этой процедуре прибегают многие поставщики ЖКХ. Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

https://www.youtube.com/watch?v=C1Jof4KOj0M

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа → Это быстро и бесплатно!

Или звоните нам по телефонам (круглосуточно): Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.

Это быстро и бесплатно! Наивысшей же мерой наказания считается повестка неплательщику в суд, а здесь следует подготовиться к немалым временным и финансовым затратам.

Чтобы подписать соглашение о реструктуризации задолженности именно по коммунальным платежам, необходимо: От даты, когда договор будет заключён, штрафы прекращают насчитываться, однако ранее начисленные не списываются.

Особенности реструктуризации долга по коммунальным услугам

В таком случае следует обратиться в организацию, предоставляющую услуги по ЖКХ и написать заявление с просьбой провести реструктуризацию долга, поскольку это является одним из лучших способов решения проблемы.

Суть процедуры по реструктуризации долга заключается в следующем: Процесс реструктуризации задолженности предполагает собой заключение соглашения между коммунальной службой и плательщиком, согласно которому последний получает возможность погасить долг не сразу, а по частям. Обратиться в организацию, предоставляющую услуги по ЖКХ гражданин может как самостоятельно, так и через судебные органы.

Выделяют несколько причин, по которым может быть проведена процедура реструктуризации долга: отсутствие у гражданина денег в связи с потерей работы при сокращении или по состоянию здоровья; снижение трудоспособности из – за возникших проблем со здоровьем; семейные проблемы – болезнь близких, другие причины.

Реструктуризация долга по ЖКХ

Само понятие этого термина означает разделение суммы задолженности на равные части с поэтапной ежемесячной выплатой.

Договоренность подписывает либо собственник квартиры, либо ответственный квартиросъемщик, но предварительный этап здесь удастся поручить и законному представителю этого человека.

Как реструктуризировать долг за отопление?

Изменения в законодательстве о субсидиях заставляют думать, как быть с долгами за отопление. Если задолженность — субсидии не продлят Вместе с тем, согласно упомянутого п.

14 Порядка, если получатель субсидии погашает долг либо предоставляет в управление социальной защиты договор реструктуризации задолженности, выплаты государственной помощи на оплату коммунальных услуг возобновляются.

Горожане активней реструктуризируют долги Вместе с тем, он рассказал, что после принятия уже упомянутого постановления №300, существенно увеличилось количество горожан, которые пришли заключать договоры реструктуризации задолженности.

Он отметил: Документы на заключение договора реструктуризации Сергей Лящевский назвал перечень документов, необходимых для оформления такого договора: — копия паспорта; — копия идентификационного кода; — справка о составе семьи; — копия документов, подтверждающих право собственности на квартиру.

Задолженность управляющей компании перед ресурсоснабжающими организациями: как переложить долги?

Мы привыкли к благам цивилизации, пользуемся светом, газом, водой, привыкли, что в наших подъездах чисто, а вокруг – ухоженная территория. Но за все надо платить и как показывает статистика, очень многие жильцы отказываются это делать, тем самым ставя в неудобное положение других собственников и управляющую компанию.

Что делать управляющей организации в таких ситуациях – попробуем разобраться в этой статье. Управляющая компания избавляет нас от многих обязанностей.

Например, она оплачивает работу обеспечивающего персонала, которые убираются в подъездах, чинят лифты, ремонтируют крышу и так далее.

Статья 153 Жилищного Кодекса обязывает нас оплачивать коммунальные услуги по счетам, но не все стремятся это делать.

Реструктуризация коммунальных долгов

На основании требований Жилищного кодекса, каждый гражданин, владеющий жилым помещением или снимающий его в аренду, обязуется оплачивать коммунальные платежи.

В некоторых случаях внесение денежных средств невозможно в силу определённых обстоятельств, что приводит к образованию задолженности. Управляющая компания оповещает неплательщиков о наличии долга с помощью отправления письменного уведомления.

Одним из способов разрешения подобной ситуации является реструктуризация задолженности по ЖКУ.

Источник: http://medspravku-omsk.ru/kak-restruktirizovat-dolg-tszh-v-teplosetjah-63094/

Может ли управляющая компания быть ресурсоснабжающей организацией?

Сейчас все также является актуальным вопрос, уполномочена ли УК выполнять функции исполнителя коммунальных услуг, если с РСО не был заключен отдельный письменный договор.

Ранее ответ на него не вызывал сомнений (конечно – да), однако, ситуация кардинально изменилась со вступлением в силу с сентября 2012 года Правил оказания коммунальных услуг. Здесь уже появились варианты ответов.

Управляющая компания и ресурсоснабжающая организация в одном лице

Возникновение необходимости проведения некоторых реформ в законодательстве, регламентирующем сферу ЖКХ, назревало уже достаточно давно. Все также осталась проблематика равномерного урегулирования взаимоотношений, складывающихся между такими сторонами как управляющие компании, РСО и естественно, население, как конечные потребители коммунальных услуг.

На данном этапе в системе наблюдается расшатанность: вся цепь ресурсообеспечения и оплата оканчивается на полпути – на одном из звеньев, называемых управляющей компанией. Финансы, аккумулируемые в УК через сбор платежей с потребителей за доставку ресурса, перенаправляют в РСО, однако, не в достаточном объеме. В данной схеме нет какого-либо реально действующего механизма.

Законодательно часто ошибочно трактуют, что поступающие для потребительских целей коммунальные ресурсы, за передачу которых ответственной является снабжающая организация, на линии пересечения границы с многоквартирным домом переходит в ведение избранной жильцами управляющей компании.

В действительности же, к участникам общего долевого владения касательно коммуникаций, размещенных в доме, относят самих жильцов, т. е. собственников жилых помещений.

Системы коммуникаций внутридомового размещения никак не могут быть переданы управляющей компании, последняя только уполномочена жильцами выполнять их техническое обслуживание на должном уровне, содержать их и проводить при необходимости ремонтные работы.

Учитывая все это, деятельность управляющих компаний в оказании коммунальных услуг при использовании коммуникационных сетей внутридомового размещения, сборах оплаты за услуги и перенаправлении выплат за фактически поставленные коммунальные ресурсы, можно назвать агентской.

По этой причине УК имеют лишь функциональные обязанности агента, который не имеет никакой заинтересованности в полном сборе оплат за поставляемый ресурс – они не будут получать никакую дополнительную выгоду, повышая сбор оплат, и они не имеют никакого риска в случае накопления долговой массы.

Помимо этого, в большинстве своем организации, обеспечивающие потребителей коммунальными услугами, без учета избранного метода управления домом (ЖСК/ТСЖ/УК или прочее) не имеют конкретной квалификации, и, что самое главное, у них отсутствует какая-либо мотивация, направленная на повышение или хотя бы соблюдение качественности обслуживания, а также использования коммуникационных домовых сетей, отвечающих за снабжение холодной/горячей водой, электричеством, теплом и за водоотведение.

Как результат, потребитель приобретает низкокачественную услугу, причем, в сочетании с регулярным повышением общих платежей, обосновываемых управляющей компанией повышениями расходных статей на общие нужды дома.

Подобные ошибки системного характера, законодательно не измененные еще при утверждении Жилищного кодекса РФ, привели к отсутствию у управляющих компаний стимулирующих факторов, побуждающих к качественному оказанию услуг.

Страдают от этого как все потребители, так и непосредственно организации, обеспечивающие население ресурсами. Вполне очевидным решением улучшения механизма сбора платежей будет ограничение передачи ресурса. Однако у РСО отсутствуют на это полномочия, так же как и гарантии того, что они будут получать все средства в полном объеме.

Однако проблематика вопроса не сводится лишь на недополучении РСО средств, изначально вложенных в структуру тарифа, в связи с низким процентом сбора сумм, предъявляемых потребителям для оплаты.

В последние года все более масштабными становятся случаи вывода средств УК с использованием мошеннических схем, под прикрытием изживших себя «формальных» УК, подделки документации по поводу принятия владельцами решений о подписании соглашений по осуществлению управления с новосозданными компаниями – целиком дублирующими устаревшие.

Подобная глобальная проблема может быть решена только при предоставлении ресурсоснабжающей организации юридической возможности подписания прямых договоров с каждым из жильцов (конечных потребителей), независимо от избранного метода управления домом. Этот случай подразумевает прямой сбор РСО средств от каждого из потребителей, строго по показаниям, зафиксированным приборами учета.

При данных обстоятельствах и должной организации компанией работы, должники от нее не смогут надолго скрыться. Даже когда владелец жилья сменится, долги предыдущего собственника в воду не канут, как это бывает в случае с долгами при «контроле» ситуации УК.

Сами же РСО столкнулись с необходимостью перехода к прямым договорам, так как иные варианты возврата потраченных средств попросту отсутствуют. Выходом может служить оформление банковской гарантии по оплате за ресурсоснабжение от управляющих компаний. Юридически же эта задача находится вблизи категории «невозможных».

Однако чтобы обеспечить юридическую возможность внедрения в практику прямых договоров, требуется внесение изменений в Жилищный кодекс РФ. Такого рода изменения, нацеленные на утверждение возможности заключения договоров напрямую, были внесены на рассмотрение в Госдуме, при выдвижении законопроекта с регистрационным № 500410-6.

Эти изменения впоследствии были исключены из структуры документа. Сейчас в нем остаются лишь санкции относительно неплательщиков, на которых управляющие компании смогут дополнительно проводить начисление ставки процента за использование чужих финансов, однако, лишь если срок просрочки превысил 90 дней.

Сам эффект от данного шага будет довольно небольшим: вполне возможно, какая-то доля должников будет выплачивать УК положенные средства, однако будут ли УК перенаправлять их в большем объеме организациям, поставляющим ресурсы?

В случае если в законе четко не будут расписаны прямые оплаты, ситуация также будет подпадать под прямую зависимость от того, насколько добропорядочно будут действовать компании, ответственные за управление.

От внедрения самой системы заключения договоров напрямую, появилась бы выгода и для управляющей компании.

Заключая прямые соглашения между потребителями и РСО, УК будет привлечена исключительно для выполнения своих функций: обслуживания инженерных систем внутридомового размещения в структуре жилищной услуги, предоставление которой выполняется в рамках договора по управлению домом.

Теперь она не будет нести персональную ответственность за неоплаты граждан, а также за использование ресурсов сверх нормативных показателей для общих нужд дома, следовательно, объем банкротящихся УК и возбуждение в отношении них дел уголовного и административного характера существенно уменьшится.

Заключая прямые соглашения между потребителями и организацией, обеспечивающей поставку ресурсов, управляющие компании уйдут от их преимущественного риска – образования долга перед РСО, ведущего, как правило, к банкротству компаний в период от 1 до 3 лет.

В аспекте соглашения, заключаемого с потребителями, управляющая компания остается необходимым звеном, которое, согласно договору по управлению, является ответственным за взаимоотношения, возникающие между потребителями, проживающими в доме, и организацией, осуществляющей поставку ресурса.

Это означает, что в случае ухудшения качества поставляемого организацией ресурса, УК может встать на защиту потребительских интересов.

Прямые договоры между потребителями и РСО

Если в многоквартирном доме в управлении задействована УК, именно ее принято считать исполнителем коммунальных услуг, и именно она должна заниматься, преследуя интересы владельцев помещений в доме, заключением соглашений с РСО о поставке того или иного ресурса каждому из потребителей.

Эти требования продиктованы императивными нормами, содержащимися в законодательстве, отвечающем за урегулирование жилищных правоотношений:

  • Во время управления многоквартирным домом организация, осуществляющая управление, ответственна перед жильцами за оказание коммунальных услуг с учетом того, каков уровень благоустройства дома, и не может выражать отказ от оформления договора с ресурсоснабжающей организацией (согласно пункта 2.3 и пункта 12 статьи 161 Жилищного кодекса РФ);
  • Соглашение об управлении, подписываемое между УО и жильцами, должно предполагать условия оказания коммунальных услуг (согласно пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ);
  • Управление домом должно осуществляться на основании заключенного между владельцами/пользователями помещений в доме соглашения, отображающего все условия оказания коммунальных услуг, и при должной организации и выполнении расчетов по списку предоставляемых коммунальных услуг (согласно абзацу 6 подпункта «Д» и подпункта «Ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Правительственным Постановлением № 416 от 15 мая 2013 г.);
  • Все моменты оказания коммунальных услуг владельцам и прочим пользователям обозначаются в условиях соглашения об управлении. Управляющая организация не может выразить отказ от внесения в подписываемое с ней соглашение об управлении домом ряда условий, касающихся оказания коммунальных услуг той разновидности, оказание которых допустимо при имеющемся уровне благоустройства дома. Также она не может выразить прямой отказ в предоставлении подобных коммунальных услуг (согласно подпункту «А» пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных правительственным постановлением под № 354 от 06 мая 2011 г.).

В тот же момент, к примеру, если избран метод прямого управления многоквартирным домом, условия оказания потребителям коммунальных услуг предусматриваются прямыми соглашениями о поставке ХВС/ГВС, водоотведении, тепло-, электро-, и газоснабжении, определенными напрямую между организацией, обеспечивающей ресурсоснабжение, и владельцами помещений в доме (согласно подпункта «В» пункта 9 Правил № 354).

В этом случае РСО относится к прямым исполнителям коммунальных услуг. Когда исполнителем является управляющая организация, то последняя должна оформить с РСО соглашение, согласно которому будут приобретаться коммунальные ресурсы для дальнейшего их предоставления и распределения среди потребителей.

Организации, осуществляющие управление домом, в своем большинстве избегают подобного «навязывания» им РСО обязанностей исполнителя коммунальных услуг. Таким образом, происходит ограждение УК от бремени ответственности за уровень качества предоставляемых коммунальных ресурсов и оплаты за них РСО, вместе с никому не нужной работой с неплательщиками по дебиторской задолженности.

Законодательство в жилищной сфере имеет конкретное указание того, что подписание соглашений напрямую между владельцами и РСО возможно только при способе непосредственного управления домом, при невыборе способа управления, или же с даты, когда ранее избранный метод управления домом был прекращен и до момента, когда коммунальные услуги стали предоставляться ТСЖ или управляющей организацией (согласно пункту 17 Правил № 354).

Источник: http://o-nedvizhke.ru/zhkx/upravlenie-domom/upravlyayushhaya-kompaniya/mozhet-li-resursosnabzhayushhaya-organizaciya-byt-upravlyayushhej-kompaniej.html

Юридическое руководство
Добавить комментарий