8(800)201-99-74

Городской сервитут — это что и чем он отличается от сельского? Каков регламент заключения соглашения об установлении сервитута?

Содержание

Обременение на земельный участок: городские и сельские сервитуты

Городской сервитут — это что и чем он отличается от сельского? Каков регламент заключения соглашения об установлении сервитута?

Одним из наиболее древних вещных прав, которые существуют в юридической сфере РФ, является сервитут, который может устанавливаться на различные объекты. В современных условиях понятие сервитута в большинстве случаев применяется только к земельному участку, выступая для его собственника своего рода обременением.

В зависимости от вида участка и его месторасположения выделяют и различные виды этого обременения, каждый из которых характеризуется своими особенностями и индивидуальными признаками.

Далее будет рассмотрены два из них, а именно городские и сельские сервитуты.

Понятие и применение

Прежде всего, необходимо определиться с тем, что представляет собой понятие сервитута в целом.

В отношении земельного участка это прав предоставляет возможность посторонним лицам (чаще всего соседям) использовать участок по нескольким различным направлениям, например:

  • проходить по нему;
  • прокладывать через него необходимые коммуникации (тепло, воду, свет);
  • прогонять скот и пасти животных и т. д.

При этом интересы собственника никак не уменьшаются — он обладает основным набором прав на земельный надел. Обладатель же сервитута имеет на него лишь весьма ограниченные права. В зависимости от его целевого назначения земельный сервитут может быть разделен на два вида:

Сельский сервитут

Он устанавливается для земельных наделов затем, чтобы они могли быть использованы в сельскохозяйственных целях и для обустройства участков вне зависимости от места их фактического расположения.

Он устанавливается на один участок (служащий) для улучшения другого имущества (господствующего). Из-за наличия множества различных видов возможного использования его также можно разделить на несколько категорий:

Дорожные

Включают в себя следующие права:

  • проходить через участок пешком;
  • проезжать через него на коне;
  • проезжать по нему на телеге с поклажей.

Водный

Предоставляют обладателю сервитута возможность:

  • пользоваться водой с обремененного участка с целью орошения другого надела;
  • проводить через него воду с такой же целью;
  • черпать на нем воду;
  • выгонять на водопой скот через этот участок или на него.

Прочие

Охватывают для своего обладателя следующие права:

  • варить на чужом участке известь;
  • добывать на нем песок;
  • добывать глину;
  • хранить различные плоды (ягоды, овощи, фрукты);
  • вывозить камень и руду;
  • пасти скот;
  • собирать лозу с чужого земельного надела и т. п.

Очевидно, что какая-то часть из перечисленных выше прав является несколько устаревшей и вряд ли может быть востребована в современных условиях.

Городской сервитут

Он устанавливается в отношении участка для реализации на нем различных урбанистических нужд (например, для строительства жилья).

В этом случае он также устанавливается для использования «служебного» надела с целью улучшения господствующего имущества. В зависимости от конкретных способов использования различают следующие его категории:

Право на опоры

Это право может заключаться в следующих направлениях:

  • возможность опирать свою балку на стену чужого строения;
  • возможность опирать собственную стену на стену чужого здания.

Право на использование пространства

Образовалось из предыдущего направления и часто даже не выделяется в отдельную категорию.

Оно включает в себя такие возможности:

  • делать выступ, который нависает над чужим наделом;
  • Возводить крышу, нарушая воздушное пространство соседа.

Право на стоки

Заключается в возможности собственника господствующего надела организовывать сток воды с него через служебный, а именно:

  • проводить нечистоты;
  • спускать лишнюю воду;
  • обеспечивать отвод дождевой воды.

Право на окна (а точнее, на вид из окон)

Его суть состоит в том, что владелец служебного участка ограничен в своих правах на возведение на нем зданий, которые бы сокращали освещенность дома на господствующем наделе или портили его вид.

Обладатель сервитута при этом имел право:

  • на то, чтобы высота соседнего здания находилась в установленных пределах;
  • на то, чтобы на земле соседа не было никаких строений, ухудшающих освещенность его участка;
  • на то, чтобы на соседней земле не проводились работы, которые могли бы закрыть обзор из здания.

При этом стоит учесть, что данное разделение сервитутов на городские и сельские никак не связано с фактическим месторасположением участка (в черте города и в сельской местности соответственно).

Например, участок, который находится в городе, вполне может быть обременен правом прохода через него, установленного для третьих лиц.

Фактическое назначение участка и цели его разрешенного использования не особо влияют на определение конкретного вида сервитута.

Регламент заключения соглашения об установлении сервитута

Особенностью сервитута как вещного права является то, что устанавливаться оно может как по желанию собственника земельного участка, так и против его воли, по решению государственных органов (в частности, суда).

В первом случае с собственником заключается определенный договор, в соответствии с которым он может требовать за использование своего участка определенной платы.

Если же земля находится в государственной или муниципальной собственности, обращаться за этим необходимо в администрацию того населенного пункта, в котором расположен надел (например, городской или сельский совет).

Для этого заинтересованному лицу необходимо действовать в соответствии со следующим алгоритмом:

  • подготовить необходимые документы (перечень зависит от особенностей конкретной ситуации);
  • обратиться в уполномоченный орган с заявлением;дождаться решения.

После подачи заявления и документов они будут рассмотрены в течение установленного срока, который составляет обычно от 30 до 60 дней (в зависимости от законодательных особенностей конкретного субъекта РФ).

В случае положительного решения администрация города или поселка подготовит специальный документ — соглашение об установлении сервитута в отношении конкретного земельного участка.

Отличия городских сельских сервитутов

Разделение сервитутов на городские и сельские обусловлено, прежде всего, наличием между ними существенных различий и отличительных признаков. Для более удобного сравнения этих двух видов обременения, которое может быть установлено на земельный участок, стоит представить их основные характеристики в виде таблицы:

Критерий для сравнения Городской сервитут Сельский сервитут
Виды участков, в отношении которых он чаще всего применяется Расположенные в городской черте. Однако возможность их установления по отношению к тем, что находятся за пределами города, также не исключается. Просто первая ситуация встречается чаще всего. Расположенные в сельской местности. Аналогично, в отдельных случаях могут быть установлены и по отношению к земле, которая находится в городе.
Возможные цели установления Урбанистические (возведение дома, жилой постройки, спуск лишней воды и т. д.) Сельскохозяйственные (пасти скот, прогонять его к водопою, хранить плоды, черпать воду, добывать некоторые природные ресурсы и т. п.)
Виды На опоры, на окна, на использование пространства, на стоки Дорожные, водные, прочие

Из таблицы видно, что разница между двумя данными видов сервитутов (городскими и сельскими) является весьма существенной, а каждый из этих видов включает в себя множество различных направлений и возможностей для владельца такого вещного права.

Поэтому данная классификация, возникшая множество столетий назад, остается актуальной и в современных условиях.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 653-60-87, Санкт-Петербург +7 (812) 313-26-64 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/gorodskie-i-selskie.html

Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г.

N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”, постановлением администрации муниципального образования “Город Саратов” от 12 ноября 2010 года N 2750 “О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг”

постановляю:

1.

Утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги “Установление сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена” (приложение).

2.

Комитету по общественным отношениям, анализу и информации администрации муниципального образования “Город Саратов” опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте администрации муниципального образования “Город Саратов”.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации муниципального образования “Город Саратов” по градостроительству и архитектуре.

Глава администрациимуниципального образования”Город Саратов”А.Г. Буренин

Административный регламент предоставления муниципальной услуги “Установление сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена”

Приложениек постановлению администрациимуниципального образования “Город Саратов”

от 29 апреля 2015 года N 1410

Административный регламент предоставления муниципальной услуги “Установление сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена”

1. Общие положения

Административный регламент предоставления муниципальной услуги “Установление сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена” (далее – регламент) устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по установлению сервитута в отношении земельных участков.

2. Стандарт предоставления муниципальной услуги

2.1. Наименование муниципальной услуги.

Наименование муниципальной услуги “Установление сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена” (далее – муниципальная услуга).

Заявителями на предоставление муниципальной услуги являются физические, юридические лица, имеющие намерение установить сервитут в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, либо государственная собственность на который не разграничена, и предоставленного в аренду или безвозмездное пользование на срок менее чем один год, либо в отношении земельного участка, не обремененного правами третьих лиц (далее – заявитель).

От имени заявителя могут выступать его законные (уполномоченные) представители.

2.2. Наименование органа, предоставляющего муниципальную услугу.

Муниципальная услуга предоставляется администрацией муниципального образования “Город Саратов” (далее – администрация) и осуществляется через функциональное структурное подразделение – комитет по управлению имуществом города Саратова (далее – комитет).

Комитет расположен по адресу: 410012, г. Саратов, Театральная пл., 7.

График работы комитета:

– понедельник – пятница с 9.00 до 18.00 часов;

– перерыв – с 13.00 до 14.00 часов.

Справочные телефоны комитета:

– приемная: 49-30-52 (факс: 27-71-52);

– канцелярия: 49-30-65;

– электронная почта: kimsar@mail.ru.

График приема заявителей в комитете: вторник, четверг – прием, выдача документов.

2.3. Результатом предоставления муниципальной услуги является установление сервитута в отношении земельного участка.

2.4. Срок предоставления муниципальной услуги.

2.4.1. В случае установления сервитута в отношении части земельного участка в соответствии с пунктом 4 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации либо в отношении всего земельного участка срок предоставления муниципальной услуги составляет 30 дней со дня поступления в комитет заявления о заключении соглашения об установлении сервитута (далее – заявление).

2.4.2. В случае установления сервитута в отношении части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации):

Источник: http://docs.cntd.ru/document/467502643

Аренда и сервитут: отличия. Сервитут на арендованный участок земли

Сервитут и аренда связаны с определённым земельным участком. Они дают возможность использования земли без получения права собственности. Но между этими понятиями существуют определённые различия.

Сервитут земельного участка

Сервитутом называется право частично использовать чужой участок. Его устанавливают, если без этого полноценное использование земель по назначению невозможно.

При этом чётко определяется, как и для чего именно разрешается использовать земельный участок.

Законодательно регулируется 23-й статьёй Земельного Кодекса, 274-277 статьями Гражданского, а также постановлениями и нормативными актами органов власти.

Сервитут относится к обременениям на участок. Информация о нём обязательно вносится в единый кадастр недвижимости.

Сервитут неразрывно связан с земельным участком, на который накладывается. А его частный вид – ещё и с тем участком, для нормального пользования которым необходим сервитут. То есть права никаким образом невозможно передать отдельно от земли.

Возможны такие варианты использования:

  • для проезда или прохода;
  • организации водоснабжения, мелиорации;
  • прокладки или ремонта трубопроводов, инженерных сетей и т. п.;
  • выпаса или прогона сельскохозяйственных животных;
  • доступа к прибрежной полосе;
  • охоты, рыболовства, сбора ягод и грибов;
  • и т. д.

В зависимости от конечности причины обременение делится на:

  1. Срочное (если оно требуется на определённый период).
  2. Постоянное (бессрочное).

По тому, кто имеет право пользования, разделяется на:

  1. Публичный сервитут, устанавливаемый для неопределённого круга.
  2. Частный, который распространяется на одно или несколько конкретных лиц.

Аренда земельного участка

При аренде участка одна сторона передаёт его другой во временное пользование за определённую плату. Аренда заключается для того, чтобы заниматься определённым видом деятельности, разрешённым на данном участке.

Этот вид отношений регулируется как Земельным (статьи 22, 36, 65), так и Гражданским Кодексами (статьи 260, 606, 607). В отдельных случаях учитываются и Федеральные законы (например, № 178-ФЗ).

Арендуемый участок можно передать в субаренду, использовать права аренды в качестве залога или уставного капитала. Если специально не оговорено иное, согласия собственника на это не требуется. Но его нужно уведомить. Все права и обязанности по договору переходят к субарендатору. Передача аренды возможна только в пределах срока действия договора.

Арендодателем может выступать как государство (или муниципалитет), так и частное лицо-собственник. Государственные и муниципальные земли поступают в аренду через аукцион. Участки, находящиеся в собственности граждан, передаются в аренду по договору.

Арендатор имеет преимущественное право по сравнению с другими лицами на заключение нового договора аренды. А при заключении договора относительно государственных или муниципальных земель часто возможен их последующий выкуп.

Чем сервитут отличается от аренды

Оба этих понятия обозначают право использования участка, принадлежащего другому лицу или государству. Но они различаются между собой.

Основные отличия между ними состоят в следующем:

  1. Сервитут подразумевает меньшее использование участка, а часто и не всего, а только какой-то части.
  2. Публичный сервитут распространяется на всё население. А правами аренды обладают определённые лица.
  3. Аренда всегда подразумевает оплату.
  4. Сервитут нельзя передать другому лицу, использовать в качестве залога и т. п.
  5. В отдельных случаях сервитут личного участка устанавливается по решению суда. А сдавать ли его в аренду, частное (или юридическое) лицо определяет самостоятельно и добровольно.
  6. Аренда всегда имеет ограниченный срок действия.

Сервитут на участке, сдаваемом в аренду

Частный сервитут устанавливается соглашением с собственником участка (а при его несогласии – в судебном порядке). Если этот участок сдаётся, арендатор не имеет права ни заключать такой договор, ни препятствовать ему. Мешать пользованию в существующих рамках он также не вправе.

Установление обременения может ограничить возможность использования участка, то есть права арендатора. Поэтому перед заключением договора арендодатель обязан предупредить его о существующем сервитуте.

Порядок установления сервитута в таком случае не отличается от обычного. Публичный сервитут устанавливается распоряжениями государственных или муниципальных органов. Частный определяется договором между его сторонами.

Возможно и установление в судебном порядке, если договориться не удалось. В таком случае лицо, требующее сервитута, подаёт иск, ответчиком по которому выступает собственник.

Сервитут регистрируется в кадастре недвижимости в качестве обременения участка.

Владелец участка, подпадающего под частный сервитут, может потребовать за него плату. Её размер определяется по договорённости или в судебном порядке.

Арендатор может потребовать расторжения договора, если:

  1. Сервитут делает невозможным или сильно затрудняет то использование земли, для которого оформлялось право пользования.
  2. И при этом обременение заключено после арендного договора, или же о нём арендатор не знал.

На публичный сервитут арендатор также влиять не может. Например, в законе специально оговорено, что при аренде лесного участка он не имеет права ограничивать использование участка населением для разрешённых целей.

Как можно увидеть – сервитут и аренда предоставляют право использовать участок. Но это происходит по разным причинам и с различными возможностями. Один и тот же участок может и попасть под обременение, и сдаваться в аренду.

Источник: http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/otlichaetsya-ot-arendy.html

Что необходимо для установления сервитута, процедура

Не все собственники знают, что для установления сервитута необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, это добровольное соглашение, а во-вторых, обременение не должно мешать собственнику пользоваться своим имуществом.

Цель и основания установления сервитута

Сервитут – это один из видов обременения земельного надела, не позволяющий хозяину пользоваться недвижимостью в полной мере. Различают частный и публичный сервитут. Инициировать установление частного сервитута на земельный участок имеет право владелец или лицо, у которого появилась необходимость воспользоваться территорией. К таким причинам законодательство относит:

  1. Доступ к воде и т. д.
  2. Доступ к собственному наделу.
  3. Обустройство выхода на проезжую часть.
  4. Наличие на участке чужого имущества.
  5. Установка определенных объектов юридическими лицами.
  6. Осуществление работ по проведению коммуникаций.

Важно: установление сервитута по вышеперечисленным причинам носит частный характер. Другими словами, стороны составляют соглашение (аренды и т. д.), на основании которого земельный надел или его часть передается в пользование (временное или постоянное).

Публичное обременение может быть наложено только уполномоченными государственными органами после соблюдения установленной процедуры. Соглашение стороны не заключают. Установление сервитута регулируется Земельным кодексом, Гражданским кодексом и ФЗ №171.

Условия установления

Если публичный сервитут накладывается в добровольном порядке, то главным условием процедуры является оплата за пользованием недвижимостью и компенсация за нанесенный ущерб. Еще одно условие получения сервитута не собственником – это ответственность за сохранность и целевое использование участка. Поэтому пользователю запрещено:

  1. Портить верхний плодородный слой.
  2. Наносить вред окружающей среде.
  3. Негативно влиять на соседние участки.

Пользователь земли на основании публичного сервитута обязан соблюдать противопожарные и санитарные нормы.

Важным условием сервитута является тот факт, что его наличие не может полностью затруднять владельцу его эксплуатацию. Если цель обременения не позволяет пользоваться участком, собственник может предложить государству выкупить надел. При этом он имеет право рассчитывать на компенсационные выплаты. Заявка собственника рассматривается и принимается решение:

  1. Изъять участок с выплатой компенсации.
  2. Предложить равнозначный надел земли.
  3. Осуществлять периодические выплаты.
  4. Отказать в просьбе.

Принятое решение сообщается хозяину земли в течение месяца после подачи заявления.

Границы зон действия

Для установления публичного сервитута необходимо определить границы зон действия этого обременения.

Следует понимать, что обременение может действовать не только в отношении полностью сформированного участка, данные о котором внесены в кадастровый реестр.

Речь может идти о земле, которая находится на стадии оформления. В этом случае оформление сервитута сопровождается постановлением надела на кадастровый учет.

Как установить публичный сервитут

Установление сервитута осуществляется с помощью определенной процедуры. Основанием для обременения является заявление, которое составляется по инициативе заинтересованного лица или государственного органа.

Если его составляет частное лицо, то подавать заявление нужно в исполнительный орган, который занимается подобными вопросами. Орган самоуправления в лице своего представителя должен обращаться в местную администрацию.

В заявлении указывается:

  • участок, в отношении которого требуется установление ограничений;
  • цель процедуры;
  • срок действия обременения;
  • информация о владельцах земли;
  • информация о заявителе.

После подачи заявления оформление сервитута происходит следующим образом:

  1. Государственный орган рассматривает заявку.
  2. Проводится публичное заседание.
  3. Далее выносится решение и издается нормативно-правовой акт (постановление).

Публичное заседание не является обязательным этапом процедуры, так как эта норма не закреплена в законодательстве. Тем не менее, публичный характер обременения позволяет всем заинтересованным лицам высказывать свое мнение. В заседании имеют право принимать участие:

  1. Жители населенного пункта.
  2. Представители юридических лиц, осуществляющих деятельность на конкретной территории.
  3. Владелец участка.
  4. Лица, представляющие органы местного самоуправления.

Во время заседания обязательно ведется протокол. Он содержит следующую информацию:

  • место, где проводилось собрание;
  • повестку дня;
  • мнение участников собрания;
  • результаты ания;
  • решение.

В нормативно-правовом акте содержится информация о земельном участке, его владельце, сроках и цели установления обременения. Действие публичного сервитута начинается с того момента, когда все сведения будут внесены в ЕГРП.

Регистрация публичного сервитута на земельный участок осуществляется с помощью следующих документов:

  1. Заявления от уполномоченного органа власти.
  2. Квитанции, подтверждающей оплату госпошлины.
  3. Нормативно-правового акта, который устанавливает обременение.
  4. Кадастрового плана участка.

Регистрирующий орган имеет право потребовать от заявителя предоставления дополнительных документов.

Частный сервитут

Заинтересованное должно уведомить собственника земельного участка о своем предложении. Это делается с помощью письма, в котором излагаются основания и условия возможного обременения надела. Вся информация должна соответствовать нормам гражданского законодательства.

Обременение в пользу частного лица должно осуществляться на основании соглашения между сторонами. Это письменный договор, который обязательно содержит все необходимые пункты, включая существенные условия. Если форма договора не будет соблюдена, он будет признан недействительным.

Что такое существенные условия? Это информация, наличие которой в документе укрепляет правовое положение собственника участка, как более слабой стороны сделки. Также учитывается, что обременение не должно доставлять трудностей владельцу. К существенным условиям соглашения можно отнести:

  1. Кадастровый номер участка.
  2. Учетный номер части территории.
  3. Вид обременения и необходимые мероприятия для использования участка третьим лицом.
  4. Сведения о сторонах договора.
  5. Цели и основания сервитута.
  6. Сроки действия обременения.
  7. Размер компенсации.
  8. Права и обязанности лица, в отношении которого устанавливается сервитут.

Помимо этого, соглашение об обременении земельного участка должно включать распределение между сторонами следующих обязанностей:

  • кадастровые работы (межевание и т. д.);
  • процедура внесения сведений о земельном участке;
  • госрегистрация обременения.

Это основные существенные условия сделки, но стороны могут внести в документ дополнительные требования.

Далее осуществляется регистрация сервитута, которая подразумевает, что на землю накладывается обременение. Уполномоченная сторона предоставляет:

  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • соглашение сторон или решение суда;
  • кадастровый план.

Источник: https://ProSobstvennost.ru/zemlepolzovanie/dlya-ustanovleniya-servituta-neobhodimo.html

Публичный сервитут – это что такое? Порядок установления

Публичный сервитут – это один из видов обременения на земельный участок. Его главная особенность заключается в том, что решение по его наложению принимают государственные власти, но в пользу государства участок не изымается. Рассмотрим подробнее отличительные черты обременений на землю и порядок установления сервитута.

Виды обременения

Согласно ЗК РФ и ст. 23 определено несколько видов обременения: частный и публичный сервитут. Под частным обременением понимается возможность собственника одного земельного надела требовать от собственника другого предоставления права ограниченного использования соседнего участка. Данное право может быть использовано для:

  • строительства прохода или проезда;
  • прокладки линии электропередачи;
  • прокладки водопровода и др.

Публичное обременение производится в интересах общества и власти. Установлен такой сервитут может быть для следующих нужд:

  • для проезда или прохода через земельный надел;
  • для использования земли;
  • для строительства пастбища;
  • для сенокошения;
  • для охоты и рыбалки;
  • для исследовательских работ и др.

Подробнее о публичном сервитуте

Под сервитутом понимают добровольную передачу другому лицу некоторых прав на земельный участок, который находится в распоряжении какого-либо лица. Публичный сервитут – это подвид сервитута, который налагается на землю. Особенностью такого вида обременения является то, что устанавливать его могут исключительно органы власти, но сам участок не забирается в пользу государства.

Получается, что публичный сервитут как понятие объединяет в себе такие характеристики:

  • субъективное право;
  • способ обременения;
  • бессрочное или временное оформление.

К публичным сервитутам в городах не относится территория, которая используется для общественных нужд:

  • линия электропередачи;
  • опоры под линии электропередач;
  • газовые трубы, подведенные к участкам;
  • водопровод;
  • канализация.

В том числе под линиями электропередач недопустимо строительство домов, возведение насаждений, а в местах, где проложены трубы, нельзя углубляться до метража проложенных коммуникаций.

Основания для образования

Публичный сервитут устанавливается для использования гражданами на следующих основаниях:

  • Подписание документа о соглашении сторон (непосредственно собственника земли и другого лица или лиц).
  • Вынесение судебного постановления (необходимо в том случае, если публичное обременение неизбежно, и его необходимость очевидна, а собственник надела на уступки не идет).
  • Есть завещание.

Когда составляется договор, одной из сторон может быть как один человек, так и несколько лиц. Кроме того, это может быть не только физлицо или юрлицо, стороной может выступить государство или муниципалитет.

Как бы то ни было, соглашение должно быть заключено в письменном виде и заверено подписями. Данный договор необходимо зарегистрировать, а далее провести межевание земель, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы с границами территорий.

В дополнение ко всему можно оценить собственность, попадающую под публичный земельный сервитут.

Публичный сервитут устанавливается путем прохождения нескольких последовательных этапов. Начинается все с подачи заявления с соответствующим требованием. Инициировать данный процесс могут как физическое или юридическое лицо, так и муниципальные или государственные власти.

При написании заявления необходимо указать:

  • наименование объекта, его фактический адрес;
  • цель наложения обременения;
  • срок наложения публичного сервитута;
  • полные данные о собственнике земельного надела и совладельцах, если таковые имеются;
  • информацию о лице (лицах), для которого устанавливается обременение.

Если заявление подается органом местного самоуправления, то обращаться для его написания нужно в администрацию муниципалитета.

Если заявителем является другой субъект, то обращаться надо в территориальный орган по земельным вопросам.

Так как сервитут является обременением земельного надела и его владельца, то необходимо составление индивидуального нормативного акта. Таким образом, публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.

Принятие решения

После того как заявление подано, оно будет рассматриваться в установленные сроки. Все будет зависеть от того, кем является субъект, и в каком регионе происходит данный процесс. В каждом регионе составляются свои территориальные акты с индивидуальными требованиями и правилами. Единственное исключение – населенные пункты федерального значения.

Заявление рассматривается на специальном слушании, после которого выносят решение. Законодательно не установлена регламентированная форма таких собраний, поэтому данное слушание может быть приравнено к гражданскому собранию.

Проведенное собрание обязательно протоколируется. В документе указываются повестка дня, вынесенное решение, количество собравшихся.

Хотя ЗК РФ не обязует собирать такого рода слушания, но на них проще принять решение, а также в дальнейшем есть на что ссылаться, если возникнут спорные вопросы.

Установление публичного сервитута фиксируется путем составления договора или нормативного акта, где обязательно должна быть указана информация об объекте: кадастровый номер, месторасположение, общая площадь и т.д. Работать сервитут начнет после госрегистрации, для которой необходимо собрать следующие документы:

  • заявление о регистрации обременения;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • нормативный акт или соглашение об обременении;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или документы доверенного лица;
  • план земельного надела, на который будет наложен сервитут.

Межевание

Публичный сервитут – это такой вид обременения, который в обязательном порядке должен быть отражен в кадастровом плане. Чтобы данные сведения были отражены, нужно провести межевание земель. Другими словами, следует установить границы сервитута на земельный надел.

А какие границы обременения нужно отображать при межевании – планируемые или уже установленные? Если земельный надел зарегистрирован и поставлен на кадастровый учет, то следует дождаться нормативного акта от госорганов о констатации сервитута и далее можно проводить межевание. Если же земельный надел не был зарегистрирован, то придется проводить двойную работу.

Сначала межевание при оформлении надела, а затем межевание при установлении обременения.

Возникает вполне логичный вопрос: можно ли сделать все за один раз, если владелец земли знает, где именно будет расположен сервитут? С одной стороны, проект установления границ земельных участков нельзя назвать основным и правообразующим.

Он либо формирует, учитывая требования, предложения по границам земельного надела, либо фиксирует состояние уже имеющегося надела. Но тогда в плане межевания земель должны быть отражены публично-правовые сервитуты (то есть по ним уже есть необходимые документы). Но с другой стороны, кодекс градостроения не запрещает решать все вопросы одновременно.

А учитывая сложность процедуры оформления обременения, лучше все же сначала получить правовой акт на сервитут, а потом проводить межевание.

Договор

Следующим действием, которое определяет порядок установления публичного сервитута, является заключение договора. Он должен быть составлен правильно и включать в себя следующие обязательные пункты:

  • Предмет обременения, то есть на какую недвижимость будет наложен сервитут.
  • Кто выступает в качестве сторон соглашения и будет иметь право пользования наделом.
  • Подробное описание земельного участка (его границы, план размещения, площадь, какие объекты на нем расположены, в том числе растительность, в какую стоимость оценен объект, кадастровая информация).
  • Целевое предназначение земельного участка, условия пользования данным участком (каковы ограничения и в какое время).
  • Срок установления сервитута.
  • Если есть условия, при которых договор может быть расторгнут преждевременно, их необходимо указать.

После составления и подписания соглашения, оно должно быть заверено в нотариальной конторе и зарегистрировано в госреестре. Данные процедуры обязательны, в противном случае публичный сервитут не будет считаться законным. Особое внимание нужно уделить кадастровому плану участка. Если он испорчен или утерян, его в самые короткие сроки необходимо восстановить.

Оценка и стоимость

Публичный сервитут – это обременение на землю, поэтому у собственника надела есть право установить размер платы за пользование его участком, ссылаясь на возможные убытки из-за установления обременения. Данный пункт тоже должен быть прописан в соглашении и рассмотрен довольно тщательно, потому что изначально может показаться, что убыткам взяться неоткуда, а на деле окажется все наоборот.

В сумму за сервитут владелец участка может включить, к примеру, стоимость охранных услуг и поддержание земельного участка в надлежащем виде, особенно если это публичные сервитуты в городах, и целью их является проезд транспорта.

Если после установления сервитута выяснилось, что установленная цена не соответствует действительным затратам, можно, ссылаясь на ЗК РФ, изменить условия соглашения, составив дополнение к нему.

Весовым основанием для написания дополнения к договору является:

  • Перемена деятельности пользователей.
  • Право пользователя было расширено или ограничено на той же территории.
  • Внесение поправок в нормативно-правовой акт (при условии, что одна из сторон – госорган).
  • Пересмотр соглашения обеими сторонами и внесение соответствующих корректировок.
  • Вынесение судебного постановления.

Регистрация

Как говорилось выше, регистрация публичного обременения является процедурой обязательной и не предусматривает никаких исключений. Регистрировать документы могут органы юстиции, вносящие данные в единый реестр недвижимости.

Подавать заявление на регистрацию должна та сторона, в пользу которой это обременение наложено. Публичный сервитут устанавливается на основе нормативно-правового акта, которой должен быть приложен к заявлению.

Кроме этого, могут понадобиться ходатайства муниципалитета или другого государственного органа.

После того как сведения об обременении будут внесены в реестр, оно вступает в силу.

Если сервитут накладывается не на весь земельный участок, а лишь на его часть, то к вышеуказанным документам прилагается еще схематический план с делением границ и отметками той доли недвижимости, которую затрагивает обременение. Если следует зарегистрировать несколько обременений, то каждое из них будет проходить регистрацию отдельно в установленном порядке.

Учитывая положения НК РФ, можно сделать вывод, что процесс регистрации публичного сервитута является платным. Поэтому его участнику нужно будет оплатить госпошлину. Ее размер зависит от того, кто оформляет обременение и в каком регионе.

Если это физлицо, то плата составит 500 рублей, если юрлицо – то 2 000 рублей. Каждое следующее внесение изменения также подлежит регистрации и облагается пошлиной, но в меньших размерах.

Физлицо заплатит 100 рублей, юрлицо – 300, а муниципалитет – всего 50 рублей.

Когда прекращается обременение

Законодательно установлено, что публичный сервитут не всегда может быть бессрочным, его можно установить и на определенный срок. Если в договоре все-таки было прописано, что обременение бессрочно, существуют веские основания для прекращения действия соглашения и, соответственно, самого обременения.

К таким основаниям относятся:

  • смерть владельца земельного надела;
  • официально оформленный отказ пользователя от обременения;
  • ненужность земельного участка для дальнейшего публичного применения;
  • объединение сторон для ведения совместной деятельности;
  • постановление судебной инстанции по предъявленному иску от собственника земельного участка;
  • завершение срока действия обременения без дальнейшей его пролонгации.

Как бы то ни было, досрочное снятие обременения происходит посредством обращения в суд, и уважительной причиной этому может служить ущемление права собственника недвижимого имущества. По вышеизложенным случаям можно обойтись без судебных тяжб, написав заявление в местную администрацию.

Собственник, права которого были ущемлены, может потребовать у муниципалитета выкупить обремененный земельный участок, если снять сервитут не получается. Но он должен быть готов к тому, что все объекты, расположенные на данном участке, отойдут в пользование муниципальных органов. И на крайний случай собственник сможет их арендовать.

Независимо от того, как было прекращено действие обременения, данный факт оформляется нормативно-правовым актом госорганов, которые выносили решение о наложении сервитута, с его дальнейшей регистрацией.

Чтобы принять решение о прекращении обременения, не нужно созывать собраний и проводить слушания (если иного не предусмотрено местным законодательством).

Источник: http://fb.ru/article/306142/publichnyiy-servitut-eto-chto-takoe-poryadok-ustanovleniya

Договор об установлении сервитута на земельный участок

Многие землевладельцы сталкиваются с ситуацией, когда без согласования с соседями не получается вести нормальную хозяйственную деятельность.

Это может быть отсутствие дороги, когда имеется лишь тропинка к калитке и невозможность подъехать машиной. Или проведение коммуникационных линий — электричество, водоснабжение.

Возникает вопрос, каким образом реализуется такая возможность с правовой точки зрения.

Соглашение об установлении частного сервитута земельного участка

Договор об установлении частного сервитута — это соглашение, которое заключается для использования чужой земли в определенных целях.

Такой документ может учитывать использование как всего участка, так и его определенной части.
Договор может быть заключен и в отношении объектов общего пользования.

К примеру через частную территорию пролегает дорога. Или на данной земле построена электростанция.

Такие аспекты часто ограничивают возможности владельца данного надела. К примеру имеются определенные ограничения на строительство вблизи линий коммуникаций. Подписанный договор является гарантией того, что доступ к указанным объектам, а также их сохранность, будут обеспечены в полной мере согласно достигнутым договоренностям.

Предварительный договор на заключение сервитута

Предварительный договор на заключение сервитута — это документ, на основании которого в дальнейшем будет разработан основной образец соглашения. Необходимость предварительной договоренности определяется в частном порядке. Нередки случаи, когда сразу заключается основной документ.

Можно выделить несколько основных причин, по которым заключается образец предварительного соглашения:

  • объект договоренности еще не введен в эксплуатацию — к примеру предполагаемая линия электропередачи только планируется, но еще не построена;
  • права на земельный участок одной из сторон еще не оформлены в должной мере;
  • имеются причины для отсрочки составления основного документа — отсутствие нужных документов или времени.

В таких ситуация предварительное соглашение становится гарантией того, что в будущем собственник земельного участка не откажется от подписания основного документа. При составлении временного образца обычно указываются все условия, которые в дальнейшем будут включены в основной документ. Также указываются временные рамки, когда предполагается его заключение.

Скачать образец предварительного договора на заключение частного сервитута

Оформление договора об установлении частного сервитута

При составлении соглашения о праве использования чужого земельного участка важным моментом является указание на условия, по которым будет осуществляться такая эксплуатация. В данном вопросе выделяют существенные и дополнительные условия. К первым относятся такие аспекты как:

  • полные имена сторон или наименования организаций, если речь идет о юридических лицах;
  • кадастровый номер участка, который предполагается использовать по договоренности;
  • максимально подробно указывается та часть территории, на которую распространяется данное использование;
  • прописываются те действия, которые могут осуществляться на данной части земли;
  • указывается на основания, по которым возникла необходимость в данной договоренности;
  • указывается период использования земли или прописывается бессрочный характер соглашения;
  • в случае, если предполагается единовременная или регулярная компенсация за использование, данное положение указывается в договоренности.

Кроме указанных моментов прописываются права и обязанности сторон. При составлении соглашения необходимо помнить, что договор сервитута фактически является обременением для частного земельного участка. Это ограничивает возможности не только его использования, но и передачи прав на него. Все соответствующие положения должны быть указаны в договоре.

Скачать образец договора об установлении сервитута на земельный участок

Примеры соглашений об установлении частного сервитута

Составление договора об установлении частного сервитута на земельный участок целиком зависит от основания для его заключения. К примеру если речь едет о прокладке газопровода к другому наделу, то заключать соглашение на ограниченное использование всего участка нет необходимости.

Договор сервитута на газопровод — типовой образец

Аналогичным образом составляются проекты для проведения иных коммуникационных линий. При этом в дальнейшем может возникнуть необходимость заключения публичного соглашения. К примеру в связи с ремонтом тех же линий электропередач и обеспечением доступа к ним муниципальным службам.

В отдельном порядке необходимо рассмотреть ситуацию, когда речь идет не двустороннем соглашении, а о коллективном использовании части землевладения. К примеру для нескольких собственников проводится подъезд по частной территории одного из них. В этом случае соглашение также приобретает публичный характер.

Образец договора об установлении публичного сервитута на использование земельного участка

Сроки установления сервитута и его расторжение

Имеется два периода действия договора сервитута — временный и бессрочный. В первом случае предполагается временное использование чужой земли, к примеру для проведения ремонтных работ или подвоза строительных материалов.

Бессрочное соглашение заключается на неограниченный срок.

К такому относится предоставление права прохода или проезда отдельному лицу, если речь идет о частном соглашении, или нескольким лицам, когда заключается публичная договоренность.

Расторжение договора сервитута осуществляется согласно его условиям. Если в основаниях для его заключения больше нет необходимости или истекает период действия договоренности — документ расторгается в обычном порядке.

Однако если предполагается бессрочный характер обременения, то расторгнуть такой образец в одностороннем порядке будет сложнее.

Чаще всего причиной для этого является нарушение условий, к примеру ненадлежащее использование выделенной территории. В этом случае ее собственник подает исковое заявление в суд на расторжение сервитута.

Если судебное рассмотрение действительно обнаружит такие нарушения, договор будет расторгнут.

При необходимости действие соглашения может быть прекращено по обоюдному согласию сторон. В этом случае рекомендуется оформить такой акт документально. Для этого обычно достаточно на каждой копии проставить подписи сторон о прекращении действия договоренности.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 577-01-78 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 467-38-97 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

Источник: https://classomsk.com/zemelnoe-pravo/dogovor-ob-ustanovlenii-servituta-na-zemelnyj-uchastok.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.