Если остался без трудоустройства: понятие и меры социальной поддержки безработных граждан в России

Содержание
  1. Лекция №21. Меры социально-правовой защиты временно не занятых и безработных граждан
  2. Стипендия в размере 100 % заработка устанавливается тем кто:
  3. Материальная поддержка безработных. Она оказывается женщинам в период отпуска по беременности при условиях:
  4. Меры поддержки:
  5. Безработный гражданин: статус, права и обязанности
  6. Статус безработного в трудовом законодательстве
  7. Является трудоспособным
  8. Не имеет заработка и работы
  9. Ищет подходящую работу и готов приступить к ней
  10. Зарегистрирован в органах службы занятости с целью трудоустройства
  11. Права безработного гражданина
  12. Обязанности безработного
  13. Государственные гарантии
  14. Правовой статус безработного в 2018 году – трудовое, понятие, обязанности, пособие
  15. Основные аспекты
  16. Определение понятий
  17. Кто может быть признан
  18. Правовой статус безработного в Трудовом кодексе
  19. Законодательная база
  20. Что необходимо знать
  21. Перечень гарантии от государства
  22. Пособие
  23. Бесплатное обучение
  24. Другая помощь
  25. Обязанности гражданина, который стоит на учете в центре занятости
  26. Понятие и содержание социальной поддержки безработных
  27. Процедура регистрации безработных граждан
  28. Литература

Лекция №21. Меры социально-правовой защиты временно не занятых и безработных граждан

Если остался без трудоустройства: понятие и меры социальной поддержки безработных граждан в России

    1. Свободный выбор рода деятельности, профессия, специальности и вида и характера труда.
    2. Бесплатное информирование о состоянии рынка труда
    3. Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, защита от безработицы.
  1. Бесплатное получение услуг профессиональной ориентации и психологической поддержки.
  2. Бесплатное медицинское освидетельствование при направлении на обучение службой занятости.
  3. Бесплатное получение услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации
  4. Выплата стипендии в период обучения (в том числе в период временной нетрудоспособности). Её размер зависит от причины переподготовки, причины увольнения с последнего места  работы, величины страхового стажа и др.

    факторов.

Стипендии могут выплачиваться в процентном соотношении к заработку или  в размере стипендии учебного заведения, но не ниже установленного для безработного пособия по безработице.

Стипендия в размере 75 % заработка устанавливается для тех безработных, кто имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего времени в течение 12 месяцев, предшествующих началу обучения, кроме уволенных по собственному желанию без уважительных причин и уволенных за виновные деяния. Если вам нужна дипломная работа по экономике, тут вы можете заказать ее написание.

Стипендия в размере 100 % заработка устанавливается тем кто:

  1. Утратил трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
  2. Работникам, уволенным на основании п. 1-2 ст. 81 ТК из числа детей сирот, детей без попечения родителей.
  3. Профсоюзным работникам, уволенным в связи с истечением срока выборных полномочий (ст. 375 ТК).

Остальным безработным в размере стипендии учебного заведения. Кроме того, в повышенном размере стипендия выплачивается работникам, подвергшимся радиационному воздействию.

Размер повышения зависит от степени радиоактивности загрязнения  местности, времени и продолжительности воздействия.

  1. Участие в оплачиваемых общественных работах (ст. 243 закона «О занятости»). Общественные работы организуют органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления по предложению службы занятости.

Под общественными работами понимается деятельность, имеющая социально-полезную направленность для социальной поддержки безработных и граждан ищущих работу.

К общественным работам не относиться деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, также другие работы, требующие специальной подготовки, а также квалифицированных, ответственных действий в кратчайшие сроки.

Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в службе занятости и безработные граждане. Участие в общественных работах допускается только с согласия граждан.

С ними заключается срочный трудовой договор с правом расторгнуть его досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

Участвующие в общественных работах сохраняют статус безработного и помимо пособия получают заработок.

Компенсация затрат, связанных с направлением на работу, обучение в другой местности. Она осуществляется в соответствии с постановлением правительства РФ от 2 июля 2007 г. №422.

Расходы на основании предоставленных документов возмещает центр занятости по новому месту жительства после приема на работу или приема на обучение.

  1. Выплата пособия по безработице. Размер его зависит от периода безработицы и иных факторов.
  2. Льготное начисление стажа – ст. 283.
  3. Досрочное назначение пенсии по старости по предложению службы занятости и с согласия безработного. Условия оформления пенсии по старости досрочно предусмотрены постановлениями министерства труда № 48:
  • Признание гражданина безработным
  • Отсутствие возможности трудоустройства
  • Наличие у гражданина стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (мужчинам 25 лет, женщинам 20 лет), в том числе стажа, дающего право на льготное досрочное пенсионное обеспечение.
  • Достижение безработным гражданином определенного возраста, но не ранее чем за 2 года до наступления соответствующего возраста выхода на пенсию.
  • Увольнение гражданина с последнего места работы  по п. 1, 2 ч. 1 ст. 81 ТК.
  • Согласие безработного.

При поступлении на работу или возобновления трудовой деятельности, выплата пенсии, назначенной досрочно, прекращается.

Материальная поддержка безработных. Она оказывается женщинам в период отпуска по беременности при условиях:

  • Уволена по п. 1 ст. 81
  • Признана безработной в течении 12 мес со дня увольнения
  • Отпуск по беременности и родам предоставлен в течении 12 мес со дня увольнения.

Особые меры социальной поддержки оказываются гражданам испытывающим трудности в поиске работы.

В соотв. со ст. 5 ФЗ «О занятости»: инвалиды, лица, освобожденные из мест лишения свободы, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица предпенсионного возраста, беженцы, вынужденные переселенцы, уволенные с военной службы и члены их семей, одинокие родители и многодетные, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, выпускники ПТУ в возрасте от 18 до 20 лет впервые ищущие работу.

Меры поддержки:

  1. Создание специальных подразделений в системе службы занятости для переподготовки военнослужащих, работников культуры, инвалидов.
  2. Квотирование рабочих мест, т.е. установление квоты или минимального числа лиц, подлежащих трудоустройству у данного работодателя.
  3. Создание специальных рабочих мест в пределах квоты, специализированных предприятий для инвалидов.
  4. Обучение по специальным программам.
  5. Представление возможности  в приоритетном порядке прохождения профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации
  6. Предоставление преимущественного права на участие в оплачиваемых общественных работах.
  7. Материальная поддержка в период временного трудоустройства и участие в оплачиваемых общественных работах.

Возмещение транспортных расходов при направлении на работу или обучение в другую местность.

трудовое право

Источник: http://univer64.ru/meryi-sotsialno-pravovoy-zashhityi-vremenno-ne-zanyatyih-i-bezrabotnyih-grazhdan.html

Безработный гражданин: статус, права и обязанности

Безработный гражданин: статус, права и обязанности

Безработные граждане выделяются трудовым законодательством в отдельную категорию, поскольку являются социально незащищенными и требуют государственной поддержки.

Для получения такого статуса гражданин обязан обладать определенными характеристиками и состоять на учете в Центре занятости. После официальной регистрации в этом органе в качестве безработного гражданин получает как определенные права и гарантии, так и некоторые обязанности.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните: Москва +7 (499) 653-60-87, Санкт-Петербург +7 (812) 313-26-64.

Статус безработного в трудовом законодательстве

Основной законодательный акт, регулирующий вопросы занятости и безработицы — это ФЗ «О занятости населения в РФ». В ст. 3 этого закона подробно определен статус безработного. Так, им признается гражданин, который одновременно соответствует таким характеристикам:

Является трудоспособным

Очевидно, что лица младше 16 лет или достигшие пенсионного возраста (по старости или выслуге лет), таковыми считаться не могут.

Не имеет заработка и работы

Заработком считаются любые официальные выплаты, связанные с трудовой деятельностью, кроме:

Получать эти выплаты и зарегистрироваться в службе занятости бывший работник может в том случае, если произошло увольнение в связи с ликвидацией предприятия или в порядке сокращения численности или штатов. При этом форма собственности бывшего работодателя значения не имеет.

Ищет подходящую работу и готов приступить к ней

Подходящей считается работа, которая соответствует профессиональным навыкам соискателя, состоянию его здоровья и условиям прежней работы (например, по уровню заработной платы). Причем такая работа может носить не только постоянный, но и временный характер.

Зарегистрирован в органах службы занятости с целью трудоустройства

Для регистрации требуется предоставить определенные документы с прежнего места работы.

Права безработного гражданина

После регистрации в службе занятости гражданин вправе:

  1. Выбирать новое место работы такими способами:
    • посредством обращения к работодателю напрямую;
    • путем посредничества в этом вопросе государственных органов занятости (на бесплатной основе);
    • при помощи других организаций, которые содействуют поиску работы.
  2. Бесплатно получать в органах занятости информацию (например, об имеющихся вакансиях или действующих курсах обучения).
  3. Принимать добровольное участие в оплачиваемых работах общественного характера.
  4. Получать бесплатную консультацию или услуги по профессиональной ориентации с целью выбора сферы деятельности или дальнейшего трудоустройства.
  5. Использовать возможность профессионального обучения.
  6. Бесплатно получать по направлению от службы занятости следующие услуги:
    • профподготовка;
    • психологическая поддержка;
    • повышение квалификации;
    • переподготовка.
  7. Получать содействие на организацию собственного дела. В этом случае речь идет о единовременном получении всей суммы пособия для организации бизнеса. Для этого необходимо составить и предоставить комиссии на рассмотрение бизнес-план, отображающий главные идеи планируемого дела.

Воспользоваться этими правами могут как ранее не работавшие граждане (например, бывшие студенты), так и соискатели с определенным стажем.

Обязанности безработного

Возникновение прав всегда порождает и наличие некоторых обязанностей. Состоящие на учете в центре занятости граждане должны выполнять следующие требования:

  1. Являться в установленный срок и время в органы занятости для процедуры перерегистрации. При себе нужно иметь определенные документы, а делать это необходимо дважды в месяц.
  2. Совершать активные действия для трудоустройства. Это требование включает в себя обязанность не только рассмотрения предложений от службы занятости, но и самостоятельного поиска работы.
  3. Оформлять в случае заболевания листок нетрудоспособности или справку, если речь идет о другом члене семьи.
  4. Вовремя информировать органы занятости о наступлении событий, вследствие которых теряется право на получение пособия. Это может быть трудоустройство, выход на пенсию, переезд. В противном случае одновременное получение заработка и выплат по безработице считается мошенничеством, за что гражданина могу привлечь к ответственности.
  5. Своевременно являться на переговоры с работодателем по направлению от центра занятости. На это безработному отводится три дня.

В случае невыполнения этих обязательств гражданин может быть привлечен к определенной ответственности или лишен статуса безработного.

Государственные гарантии

Тесную связь с правами безработного образуют и гарантии, которые носят материальный характер и являются мерами социальной помощи государства. Полный перечень таких гарантий и выплат, которые предоставляются безработному, приведен в ст. 28 Закона. К ним относятся:

  1. Пособие по безработице. Это основная выплата, размер которой зависит от прежнего заработка безработного и величины его трудового стажа.
  2. Стипендия, выплачиваемая в течение периода обучения (если направление было выдано службой занятости). Это может быть как профессиональная подготовка, так и переподготовка или повышение квалификации.
  3. Оплата за участие в добровольных общественных работах. Получать такую оплату гражданин может одновременно с пособием.
  4. Бесплатное медицинское освидетельствование, которое необходимо при направлении на учебу.
  5. Материальная помощь безработным, а также членам их семей.
  6. Возмещение расходов, которые связаны с переездом в другую местность для трудоустройства (только для случаев, когда направление на работу было получено в органах занятости).
  7. Возмещение некоторых расходов, которые могут возникнуть во время обучения безработного в другой местности по направлению от службы занятости. Это могут быть расходы на проживание и проезд.

При этом имеет значение труд любого характера: временный, сезонный, на неполный рабочий день, по гражданско-правовому договору. В этом случае перестает выполняться одно из требований к безработному — отсутствие заработка, поэтому данный статус с гражданина снимается.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 653-60-87, Санкт-Петербург +7 (812) 313-26-64 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonguru.com/trudovoe/oplata/posobije-po-bezrabotice/prava-i-obyazannosti-bezrabotnyx.html

Правовой статус безработного в 2018 году – трудовое, понятие, обязанности, пособие

В Российской Федерации существует проблема безработицы. И в данной области применяются все возможные опции по регулированию. Поскольку только так можно разобраться с причиной возникновения этого явления и способствовать его устранению.

Правовой статус безработного в России в 2018 году имеет ряд особенностей, которые нужно учитывать тому, у кого временно нет рабочего места. Иначе его права будут ограничены, и он не сможет получить ряд социальных пособий.

Основные аспекты

особенность работы с безработными состоит в постановке их на учет. Государство стремится контролировать данный момент. И для этого существует отдельная организация — Центр занятости населения.

В этом учреждении ведется учет всех безработных, которые обращаются за помощью. Здесь можно получить социальную поддержку и помощь в дальнейшем трудоустройстве. Также действуют программы самозанятости.

Но если не подавать документы на учет в этой организации государственного образца, то помощь не предусматривается.

И через определенный период времени гражданин теряет возможность официально иметь статус безработного даже после обращения в Центр занятости. Поэтому лучше сразу встать на учет и искать подходящее место труда официально.

Определение понятий

При разборе правовой составляющей этой темы следует понимать основной лексикон:

ТерминОбозначение
БезработныйГражданин, который не имеет места труда и официально получил статус в контролирующем органе
ПособиеГосударственная помощь, которая выражается в денежном виде и предназначена для нуждающихся категорий граждан
СубсидииВыплаты, чаще всего в безналичном виде, которые позволяют реализовать проекты и покрыть часть стоимости предмета или услуги. Предоставляется за счет средств государственного или местного бюджетов — в зависимости от субсидиарной программы
СпециальностьПринадлежность рабочего гражданина к определенной профессии, по которой он получил специальное образование в среднем специальном или высшем образовательном учреждении

Кто может быть признан

Основной показатель, по которому определяют возможность получения статуса безработного, это отсутствие ежемесячного официального дохода.

В Российской Федерации стать на биржу труда может только человек, который имеет гражданство страны. Но все же есть несколько особенностей, которые нужно учесть.

Поскольку статус безработного получают те, кто изначально обратились в Центр занятости населения и в течение 10 календарных дней не смогли получить новое место труда. Только по истечению данного периода времени можно рассчитывать на оформление и постановку на учет в ЦЗ.

Специфика трудового законодательства России предусматривает и перечень тех лиц, которые не могут оформиться в качестве безработного:

Возраст составляет менее 16 летТолько после достижения такого возраста можно рассчитывать на постановку на учет безработных. Поскольку с более раннего возраста трудоустройство не считается необходимым. При этом в среднем в таком возрасте граждане оканчивают школу и могут поступать на работу низкой квалификации
Пенсионный возрастПо достижению данного показателя — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. С этого момента трудоустройство также не является необходимостью. И гражданин может претендовать на совершенно иной перечень государственных социальных пособий и льгот
В первые 10 дней гражданин отказался от предложенных вакансий более двух разОбязательным условием становится отказ именно от тех видов работ, которые соответствуют специальности и квалификации человека. Нельзя отказываться даже от временного места работы
Люди без стажа работыКоторые более двух раз отказались от повышения квалификации, которая бы привела к гарантированному трудоустройству
Отсутствие безработного в Центре занятости в указанный срокТакже может стать причиной для лишения статуса. Поскольку постановка на учет безработных предусматривает постоянное посещение данной организации
В ходе постановки на учет также требуется прийти в указанные сроки в организацию с пакетом бумагСделать это нужно в соответствии с правилами. Иначе статус безработного не предоставят
Пакет документов неполныйИли же предоставленные бумаги не соответствуют действительности
Имеющий работу и доходК примеру, когда гражданин работает по гражданско-правовому соглашению и об этом узнали сотрудники ЦЗ

Правовой статус безработного в Трудовом кодексе

В этом законодательном документе России нет определения статуса безработного — поскольку для этих целей существуют другие нормативно-правовые акты. В ТК РФ следует обратить внимание на статью 63. В этой части закона говорится о возрасте, с которого гражданам страны разрешается заключать трудовые соглашения.

Именно посредством соответствия данной статье и принимается решение о постановке человека на учет безработных. Поскольку начальный возраст составляет 16 лет. В более раннем возрасте за гражданина решение принимают его родители, которые и несут ответственность за ребенка.

Однако согласно статье 5 этого же кодекса, гражданин младше указанного возраста может требовать признать его безработным официально. Но для этого он должен предоставить подтверждение особых обстоятельств, которые будут влиять на решение службы занятости.

Законодательная база

Больше всего сведений о статусе безработного находится в Законе Российской Федерации №1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”:

В статье 3Указан порядок оформления статуса безработного и условия для проведения данной процедуры
Статьей 4Регулируется схема определения подходящей и неподходящей работы для разных категорий граждан
В пункте 4Этой статьи указана невозможность предлагать работу, которая связана с переездом в другой населенной пункт без согласия на это гражданина
Главой триГосударство обеспечивает трудовые гарантии для всех граждан страны

гарантии социальной поддержки безработных

Что необходимо знать

Статус безработного предоставляет гражданину большое количество прав. Он может рассчитывать:

На финансовую поддержкуДо получения рабочего места
ОбучениеВ рамках Центра занятости для получения квалификации или ее повышения — на бесплатной основе
Предоставление помощи в открытии собственного делаКак в материальном плане, так и в форме обучения

В любом случае гражданину нужно обратиться за оформлением статуса, поскольку именно Центр занятости обладает возможностью быстрого поиска вакансий.

Работодатели напрямую обращаются к данному органу в ходе поиска рабочей силы. И здесь могут помочь как найти вакансию, так и подготовиться к собеседованию. Образец анкеты-заявления о предоставлении гражданину государственной услуги в поиске подходящей работы можно скачать здесь .

Перечень гарантии от государства

Основная помощь касается:

Денежных выплатОни основываются на заработке гражданина
Поиске вакансииВ соответствии со специальностью
Дополнительные гарантии
  • предоставление возможностей прямого обучения;
  • медицинские льготы и консультативная помощь

Этот перечень может дополняться другими возможностями, которые позволяют облегчить материальное положение безработного и помочь ему найти новое место труда для самообеспечения.

условия назначения выплаты безработным

Пособие

Начисление денежных выплат имеет следующий минимальный размер:

3 месяца75% от предыдущего дохода
Следующие 4 месНе более 60% от среднего заработка
По последнему сроку в 5 месяцевПлатят 45%.

Государством установлен и минимальный показатель по выплате — в 850 рублей ежемесячно. Если в регионе проживания есть районный коэффициент прожиточного минимума, то сумма будет немного увеличена. Например, такое правило осуществляется на Крайнем Севере — там показатели самые высокие.

Бесплатное обучение

Данный вид поддержки осуществляется в таких формах:

  • обучение по востребованным на рынке специальностям;
  • за все курсы будет вносить оплату государство;
  • есть шанс как повысить собственную квалификацию, так и обрести новую профессию;
  • в случае хорошего обучения граждане награждаются стипендиальной поддержкой.

После того, как будет пройдено обучение, Центр занятости выдает гражданину направление на место труда и отказаться от него нельзя.

Другая помощь

Кроме основных направлений помощи действуют и такие:

  • бесплатное медицинское обследование перед тем, как поступить на работу — действует только в государственных учреждениях;
  • при наличии вакансий соответствующего характера гражданина будут уведомлять;
  • проводятся встречи с работодателем, проводятся консультации по поиску рабочего места;
  • Центр занятости обязан выдавать справки для получения социальных пособий и других операций.

Обязанности гражданина, который стоит на учете в центре занятости

При поступлении на учет в Центр занятости гражданин соглашается выполнять такой перечень действий:

  • посещать центр в установленные сроки — регулярно и по поводу проводимых мероприятий;
  • в случае отсутствия предоставлять подтверждения наличия уважительных причин;
  • самостоятельно проводить мероприятия по поиску рабочего места;
  • при трудоустройстве сняться с учета;
  • проходить собеседования по направлению ЦЗ.

права и обязанности безработного

Только в случае соблюдения всех норм законодательства гражданин может рассчитывать на поддержку от государства в трудоустройстве. Кроме поиска работы специализированные центры обеспечивают безработных пособиями и льготами.

Возможно получение стипендии на обучение или создание собственного бизнес-проекта, что также обеспечивает человека рабочим местом и достойным доходом.

: порядок постановки на учет по безработице в Центр занятости

Источник: https://posobieguru.ru/trudovoe-pravo/bezrabotnym/pravovoj-status/

Понятие и содержание социальной поддержки безработных

Понятие и содержание социальной поддержки безработных

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Здесь необходимо дать толкование «подходящей и неподхо­дящей работы», которое определено в статье 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно За­кону, подходящей считается работа, включая работу времен­ного характера, соответствующая профессиональной пригодно­сти работника с учетом уровня его профессиональной подготов­ки, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.

При этом максимальная удаленность подходящей рабо­ты от места жительства безработного определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данный момент.

Считается подходящей любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера, требующая или не требующая предварительной подготовки (с учетом возраста и иных особен­ностей граждан) для граждан: 1) впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности); 2) от­казывающихся восстанавливать квалификацию по имеющейся соответствии с частью 2 п.2 ст. Закона РФ о занятости в случае предоставления справки о среднем заработке за последние три месяца с последнего места работы в иностранной валюте органы службы занятости переводят иностранную валюту в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина специальности (профессии), чтобы получить смежную профес­сию или пройти переподготовку после окончания первоначаль­ного (12-месячного) периода безработицы; 3) состоящих в орга­нах занятости службы населения более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих; 4) состоящих в органах службы занятости после окончания сезонных работ.

Не может считаться подходящей работа, если: 1) она связа­на с переменой места жительства без согласия на то граждани­на; 2) условия труда не соответствуют правам и нормам по ох­ране труда; 3) предлагаемый заработок на ней ниже среднего заработка гражданина, исчисляемого за последние три месяца на последнем месте работы. Это положение не распространяет­ся на граждан, среднемесячный заработок которых превыша­ет уровень средней оплаты труда в данный момент. В этом слу­чае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже уровня средней заработной платы на террито­рии того или иного субъекта РФ.

Органы по вопросам занятости в течение десяти дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы дол­жны по возможности предложить ожидающему гражданину два варианта подходящей работы, включая работу временного харак­тера. Лицу, впервые ищущему работу, то есть ранее не работав­шему, не имеющему профессии (специальности), предлагаются два варианта – получение профессиональной подготовки или оп­лачиваемой работы, включая работу временного характера.

Как вариант содействия в трудоустройстве гражданину мо­жет быть предложен план самостоятельного поиска работы.

Оказание безработным гражданам помощи в поиске подхо­дящей работы с учетом наличия в информационном банке дан­ных органов по вопросам занятости вакантных мест (должнос­тей) считается обязательным. При этом не допускается:

  • направление граждан на рабочие места, находящиеся за пределами транспортной доступности (максимальной удаленности). Транспортная доступность подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответ­ствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети обще­ственного транспорта в данной местности;

  • направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверж­дения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей);

  • приглашение граждан в органы по вопросам занятости чаще одного раза в две недели, кроме случаев, связанных с приглашением по поводу предложе­ния подходящей работы или участия в специализированных программах со­действия занятости.

Наряду с этим безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено по их желанию участие в оплачиваемых об­щественных работах

Правовыми нормами предусмотрены деятельность органов службы занятости в случае невозможности предоставления без­работным гражданам подходящей работы из-за отсутствия не­обходимой профессиональной квалификации безработных граждан.

При таких обстоятельствах им может быть предло­жено пройти профессиональную подготовку (переподготовку), повысить квалификацию по направлению органов по вопросам занятости.

Отметим, что на каждого безработного граждани­на, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело в соответствии с требованиями Ми­нистерства труда и социального развития РФ.

Процедура регистрации безработных граждан

Как уже говорилось, очередным этапом в определении ста­туса безработного является регистрация граждан в качестве безработных. В этих случаях безработные граждане, зарегист­рированные в целях получения подходящей работы, в установ­ленный для регистрации их в качестве безработных день предъявляют следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

  • трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

  • документы, удостоверяющие профессиональную квалифи­кацию.

В случае возникающей необходимости гражданам может быть предложено представить дополнительные документы, в частности, о среднем заработке за последние три месяца по пос­леднему месту работы (службы).

Лица, впервые ищущие рабо­ту (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специально­сти), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды в допол­нение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу их реабилитации, выданную государственной служ­бой медико-социальной экспертизы.

Следует сказать, что органы по вопросам занятости имеют право проверять подлинность предъявленных документов.

Регистрация гражданина в качестве безработного происхо­дит на основании решения органов по вопросам занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

Согласно действующим правовым нормам, безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве таковых следующие граждане:

а) не достигшие 16-летнего возраста;

б) лица, которым назначена пенсия по старости (по возрас­ту, а также за выслугу лет);

в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в орга­нах по вопросам занятости от двух вариантов подходящей ра­боты, включая работу временного характера, а впервые ищу­щие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (спе­циальности) — в случае двух отказов от получения профессио­нальной подготовки или от предложений оплачиваемой рабо­ты, включая работу временного характера. При этом гражда­нину не может быть предложена одна и та же работа (профес­сиональная подготовка по одной и той же профессии, специаль­ности) дважды;

г) не явившиеся без уважительной причины в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости на предмет предложения им под­ходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;

д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также наказанию в виде лишения сво­боды.4

В тех случаях, когда тому или иному гражданину в установ­ленном порядке отказано в признании его безработным, через две недели он имеет право на повторное обращение в органы службы занятости для решения вопроса о признании его без­работным. При отказе регистрации в качестве безработного органы службы занятости должны устно или письменно уве­домить этого гражданина о принятии такого решения, то есть о причинах отказа.

В обязанности граждан, признанных безработными, как это вытекает из статьи 19 «Порядка о регистрации безработных граждан», входит прохождение перерегистрации в сроки, ус­тановленные органом по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц. При этом безработные граждане обязаны предъя­вить паспорт и трудовую книжку или иные документы, предус­мотренные пунктом 14 рассматриваемого Порядка

Заметим, что за безработными сохраняются все общеприз­нанные за человеком и гражданином права. Государство уста­новило и дополнительные права и гарантии для этой категории граждан (ст.ст. 27 – 34 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»). Как правило, их подразделяют на две группы.

Во-первых, права в области защиты от безработицы:

  • получение содействия государства в трудоустройстве;

  • получение помощи в организации своего дела;

  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

  • временная, но гарантированная государством занятость.

Во-вторых, права на получение материальной и социальной поддержки в период безработицы:

  • пособие по безработице5;

  • предоставление компенсации работникам, высвобождаемым с предприя­тий, из организаций и учреждений;

  • материальная поддержка на период временной нетрудоспособности;

  • выплата стипендий в период профессиональной подготовки;

  • досрочное оформление пенсии по старости;

  • компенсация затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости и др.;

  • льготное исчисление трудового стажа;

  • материальная помощь.

Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в установленном законом порядке. Кроме того, определенные льготы и компенсации могут быть предусмотре­ны для безработных граждан коллективными договорами и со­глашениями.

Необходимо сказать, что каждое государство (и Россия не яв­ляется исключением), разумеется, заинтересовано в уменьше­нии числа безработных граждан и при возможности – ликвидации безработицы.

Не может или не должен быть гражданин перманентно безработным. Так, статьи 22, 23 «Порядка регис­трации безработных граждан» предусматривают основания для снятия их с регистрационного учета.

Оно осуществляется в сле­дующих случаях:

1) признание в соответствии с законодательством России о занятости населения граждан занятыми;

2) прохождение профессиональной подготовки, повышение квалификации или переподготовки по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;

3) неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости на предмет предложения им подходя­щей работы, а также неявка в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безра­ботных;

4) длительная (более месяца) неявка в органы по вопросам занятости без уважительных причин;

5) установление злоупотребления со стороны граждан (со­крытие заработка (доходов), представление документов, содер­жащих заведомо ложные сведения, а также представление других недостоверных данных для признания безработными и т.д.);

6) переезд в другую местность;

7) осуждение к исправительным работам без лишения свобо­ды, а также к наказанию в виде лишения свободы;

8) назначение в соответствии с пенсионным законодатель­ством РФ пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Снятие безработных с регистрационного учета осуществля­ется на основе решения органа по вопросам занятости.

Литература

  1. Кодекс законов о труде Российской Федерации в редакции на 25 сентября 1992 г. (с изменениями от 22 декабря 1992 г., 27 января, 15 февраля, 18 июля, 24 августа, 24 ноября 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 6 мая, 24, 31 июля 1998 г., 30 апреля 1999 г., 27 декабря 2000 г., 18 января 2001 г.)

  2. Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” (с изменениями от 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля.

  3. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 “Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации” 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г.)

  4. Российское трудовое право. Учебник для вузов /Под ред доктора юридических наук, проф. Зайкина А.Д. М.: Инфра-М – Норма, 1997

  5. Трудовое и социальное право России: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. завед /Под ред. Л.Н.Анисимова, М.: Гуманит. Изд.центр Владос, 1999.

Источник: https://works.doklad.ru/view/DZ8URIYkB0c/2.html

Юридическое руководство
Добавить комментарий